Биологический отдел

«Юные натуралисты». Так называют себя ребята - члены детских объединений станции юных натуралистов. Юные натуралисты – активные друзья и защитники природы, они берегут растительный и животный мир, участвуют в походах и  экспедициях по изучению родной природы. Это будущие специалисты: биологи, зоологи и экологи, охотоведы и животноводы, и просто люди, влюбленные в природу и знающие ей цену.

В детских объединениях биологического отдела можно сделать первые шаги к познанию тайн природы и закрепить их практической работой. В живых уголках ребята совершают увлекательные путешествия в мир животных. Они узнают много интересного о млекопитающих, птицах, беспозвоночных животных, знакомятся с их образом жизни, учатся ухаживать за своими питомцами, любить и уважать все живое.

Основные направления деятельности:

-познавательная (в области биологии – учебные занятия),

-практическая (умения и навыки по содержанию животных и охране природы),

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание),

-исследовательская на базе живых уголков,

-оказание методической помощи в вопросах содержания животных,

-пропаганда  эколого–биологических знаний в школах, среди населения.

История отдела

Биологический отдел был организован 1 сентября 1989 года. Открыты живые уголки на базе школ №50 и 12, школы-интерната №22, кабинет аквариумистики в школе №92. Руководители детских объединений совместно с учащимися занимались организацией  и оборудованием живых уголка. Строились вольеры и клетки, приобретались животные и птицы, заряжались и оборудовались аквариумы и террариумы. Благодаря общим усилиям педагогов и юннатов на базе школ начали работать кружки юннатского профиля: «Юный орнитолог», «Аквариумист», «Натуралист». На базе кафедры зоологии Кемеровского государственного университета работало детское объединение «Зоолог».

В настоящее время на Городской станции натуралистов работают 2 живых уголка - в здании ГорСЮН по адресу ул.У.Громовой,18, и в здании МБОУ «СОШ №95» по ул. Котовского, 8, а также Лаборатория микробиологии (в здании МБОУ «СОШ №95»). В отделе работает 8 педагогов, 37 групп объединены в 8 детских объединений.

Цель: Формирование экологического мировоззрения, нравственных ценностей через любовь к животным посредством заботы о них. Экологическое и эстетическое воспитание.

Задачи:

  • дать учащимся систему научных, биологических знаний;
  • развивать у учащихся потребность постоянного общения с животными;
  • привлекать учащихся к природоохранной деятельности;
  • способствовать самоопределению учащихся в выборе профессиональной деятельности;развивать любовь к животным, природе родного края, к окружающему нас миру;
  • научить детей общаться друг с другом, воспитать чувство ответственности за себя и за вверенные живые существа, воспитать чувство патриотизма;
  • развивать потребность к изучению окружающего мира, к бережному отношению к нему;
  • углублять и расширять эколого-натуралистические знания;
  • выявлять наиболее способных учащихся для участия в научно-исследовательской деятельности, для организации и проведения экологических акций и т.д.;
  • вовлекать родителей в совместный досуг с детьми.

Детские объединения биологического отдела воспитывают у учащихся интерес и любовь к животным, к природе, расширяют знания по биологии, географии, основам сельского хозяйства. У ребят формируются навыки по уходу за животными, выращиванию растений. Юннаты изучают природу и учатся бережно относиться к ней. Занятия в детских объединениях развивают самостоятельность, инициативу, повышают интерес ребят к исследовательской работе, воспитывают культуру труда. В наших детских объединениях занимаются школьники, начиная со 2 класса. Ребята сами выбирают детское объединение, в котором будут заниматься под руководством наших педагогов, специалистов в своей области.

Занятия в детских объединениях проходят 2 раза в неделю.

Младшие юннаты получают основные сведения о природе, знакомятся с простейшими приемами ухода за растениями и животными, ставят нетрудные опыты, работают в живых уголках. Ребята совершают экскурсии в природу, участвуют в походах и экспедициях по изучению родного края. Участвуют в подготовке и проведении массовых мероприятий: слетов, выставок.

Планы рассчитаны обычно на один-два года. Ребята проводят наблюдения, ставят опыты. Материалы, собранные во время походов и экскурсий, результаты опытнической работы изучаются на занятиях объединения. Работы лучших юннатов демонстрируются на научных конференциях.

Детские объединения правомерно можно считать юннатским университетом. Мы помогаем ребятам познавать азы биологии, экспериментировать, ухаживать. Открываем удивительный мир животных и растений, учим понимать многообразную красоту природы.

Школьники, занимающиеся у нас, не только сами лучше узнают природу, они стараются рассказывать своим друзьям о том, что узнали сами, привлечь их в ряды друзей природы. У нас есть свои неписанные правила, которых придерживаются юннаты, посещающие наши детские объединения:

  • Любить все живое.
  • Охранять природу как источник благ, здоровья и духовного богатства.
  • Изучать законы природы.
  • Оказывать практическую помощь в охране природы и умножении ее богатств.
  • Быть верным девизу: «ТЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТОГО, КОГО ПРИРУЧИЛ».

Станция юных натуралистов имеет два живых уголка. Ребята имеют возможность работать в них. Занимаясь в детских объединениях, многие ребята овладевают первыми навыками своей будущей профессии, у них воспитывается любовь к труду, пробуждается любознательность и инициатива.

Каждому человеку с ранних лет просто необходимо постичь искусство общения с природой и учиться хозяйствовать на Земле.