menu

К 100-летию юннатского движения

 

Зарождение юннатского движения в нашей стране и его развитие тесно связаны с историей Центральной станции юных натуралистов. У истоков создания Биологической станции любителей природы стоял Иван Васильевич Русаков, детский врач по профессии. Он мечтал создать на станции такие условия, в которых дети могли бы сочетать учебу в школе с познанием тайны природы. После Октябрьской революции он стал председателем Совета рабочих депутатов Сокольнического района и вместе с преподавателем естествознания Борисом Васильевичем Всесвятским, которого назначили руководителем станции, взялся за организацию в Сокольниках, в лесном массиве, станции для городских детей.

15 июня 1918 года состоялась первая экскурсия учителей школ 1-ой ступени Сокольнического района на тему «Жизнь пруда». Это число стало официальной датой открытия первого внешкольного учреждения (учреждения дополнительного образования) для детей – Биологической станции юных любителей природы Сокольнического районного Совета рабочих депутатов. После экскурсии был сделан «привал» на Станции (в первое время учреждение имело возможность устраивать для экскурсантов чай с сахаром и хлебом), подведены итоги наблюдений, а в заключение была осмотрена Станция. Данная форма работы впоследствии стала широко внедряться в педагогическую практику учреждения. В дальнейшем на Станции после каждой экскурсии устраивались практические занятия по разбору собранных материалов. Наиболее популярными и часто повторяемыми были две темы: «Жизнь пруда» и «Жизнь леса».

Работа Станции в первые годы проходила под лозунгом «Ближе к природе!». Главными факторами воспитательного процесса на Станции считались: соприкосновение с живой природой, самостоятельные наблюдения и опыты, участие в общем физической труде, пользование специальной литературой, общественно полезная работа, участие в пропаганде натуралистических знаний.

Станцией были разработаны заповеди-правила юного натуралиста, в которых говорилось:

1. Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе.

2. Все свои наблюдения точно записывай; что возможно — зарисовывай.

3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения.

4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений.

5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься.

6. Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом.

7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе.

8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время.

В апреле 1919 года при Станции была открыта летняя школа-колония с общежитием на 35 человек. В сущности, школа при Биостанции выросла из кружка натуралистов. Кружок состоял из двух секций – младшей натуралистической и старшей – исследовательской. Исследовательская секция имела в своем составе ряд рабочих групп: опытники – испытание сортов и агротехника, группа по изучению малярийного комара, Бюро защиты растений, куроводы, пчеловоды, рыбоводы, звероводы, метеофенологи.

Кружок юннатов при Биостанции стал первой юннатской организацией в стране. Юннаты станции не только сами хорошо и дружно работали, но и активно пропагандировали натуралистические знания, проводя собрания кружка юных натуралистов с открытыми докладами о проведенных наблюдениях, а также выделяя из своих членов «летучие отряды». Там, где кружков не было, «летучие отряды» помогали их создавать. К 1920 г. объем работы станции значительно увеличился. Она была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева (БЮН). С 1922 г. биостанция стала учреждением республиканского значения. В 1922 году 25 кружков юных натуралистов практически работали под руководством Биостанции.

Кружки юннатов были связаны с научно-исследовательскими учреждениями. По результатам исследований делались сообщения на совещаниях ученых: на Московском областном совещании по борьбе с вредителями, на I и III всероссийских съездах зоологов, на краеведческом совещании, в Обществе акклиматизации растений и животных, на III Всесоюзном съезде ботаников и др.

В те годы одна за другой создавались станции юных натуралистов – в Малаховке, в Орехово-Зуево, в Реутове, в Ленинграде. Юннатское движение быстро распространялось по всей стране, захватывая все большее и большее число юннатов, вовлекая их в активную, творческую натуралистическую работу, работу по увлечению, работу по призванию. К 1924 году насчитывалось уже 259 кружков юннатов в Москве, Ленинграде, Омске, Архангельске, Одессе и в других городах.

В пропаганде идей Биостанции и в развитии юннатского движения большую роль сыграла экскурсионная работа. В экскурсиях на природу и сельскохозяйственные базы станции участвовали и школьники, и взрослые: учителя, студенты, рабочие.

Экскурсии на природу, походы и экспедиции проводились как по родному краю, так и в различных регионах страны (Подмосковье, Волховстрой, Ленинград, Аскания-Нова, Мичуринск, Казахстан, Средняя Азия, Белое море, Кавказ, Черное море, Западные Саяны, Байкал, Карелия).

По заданию И.В. Мичурина была организована экспедиция пионеров и школьников на Алтай. Собранные во время экспедиции растения были переданы И.В. Мичурину. Он высоко оценил результаты работы юных натуралистов.

И.В. Мичурин передал юннатам-садоводам саженцы выведенных им сортов плодово-ягодных культур: вишни (Краса Севера и Полевка), рябины (Мичуринская десертная), крыжовника (Черный негус, актинидии) и др. Юные садоводы развернули работу по испытанию мичуринских сортов в условиях Московской области.

В августе 1927 года директор Биостанции Б.В. Всесвятский предложил начать издавать журнал, в котором будут публиковаться работы юных натуралистов и педагогов-биологов. Журналу и дали название «Юный натуралист». С началом Великой Отечественной войны он перестал выходить и не издавался до 1956 года, затем ежемесячные публикации возобновились и продолжаются до сих пор. В скором времени станции, а вместе с ними и кружки юных натуралистов появились практически при каждой советской школе. Юннаты не только наблюдали за природными явлениями, но и проводили большую опытническую и исследовательскую работу.

С 30-х годов по 90-е в юннатском движении существовала традиция трудового, производственного направления юннатских объединений, особенно в сельских районах, ориентация на достижение агрономического результата в ущерб исследовательской деятельности в природе. Наряду со станциями юных натуралистов, как инициатива на местах, возникают такие формы юннатской работы и сельскохозяйственного опытничества, как ученические производственные бригады (1954 г.), школьные лесничества (1967 г.), звероводческие и птицефермы, сочетающие опытническую работу школьников с производительным трудом в сельском и лесном хозяйстве, отряды «голубых» и «зеленых» патрулей (конец 50-х годов), ведущие работу по охране водных и лесных богатств страны; научные общества учащихся (60-е годы).

С девяностых годов возникла и стала крепнуть тенденция замены юннатского движения экологическим, и это закономерно.

В результате деформации нравственно-эстетического восприятия природы, нарастания потребительского отношения к природным богатствам сложилась неблагоприятная обстановка для существования всего живого. Все это требует решения проблем экологического образования.