menu

Отдел экологии и охраны природы

История отдела экологии и охраны природы начинается 12 октября 1987 г. с открытия секции «Межшкольное лесничество» на ГорСЮН. Организация работы с детьми в форме школьного лесничества было новым направлением в работе станции юных натуралистов и во многом отличалась от имеющихся традиционных форм школьных лесничеств, организованных как сезонные трудовые объединения детей при лесхозах. Образовательная деятельность с детьми теперь проводилась в течение всего учебного года с ведением плановых лесохозяйственных и природоохранных работ в сезонный период. Основными целями было: воспитание бережного, социально активного отношения к природе, углубление знаний в области лесоведения, ботаники и других естественных наук, трудового воспитания и профессиональной ориентации обучающихся. Руководителем секции была назначена Чистова Тамара Михайловна. Высшее педагогическое образование, практический опыт работы мастером лесных культур Кемеровского лесхоза позволили руководителю точно определить перспективу развития школьного лесничества, выбрать результативные направления деятельности, использовать современные методы и формы работы. 

Большую помощь в организации работы школьного лесничества оказали специалисты Областного управления лесного хозяйства и Кемеровского лесхоза. За школьным лесничеством закрепили сосновый бор Рудничного района площадью в 401 га. Педагогами "ГорСЮН" были разработаны программы обучения и планы летних практик. Занятия проводились в течение учебного года по направлениям: теоретические курсы лесоведения и охраны природы; практические лесохозяйственные работы; пропагандистская деятельность; научно-исследовательская работа. В летнее время проводились: полевые практики в лесничествах; школа «Юный лесовод» в деревне Елыкаево; экосмена «Лесные Берендеи» в оздоровительном центре «Бор»; экскурсии и походы. К концу 1989 г. в школьном лесничестве работали кружки: «Юные лесоводы» (руководитель Чистова Т.М.), «Юный орнитолог» (руководитель Резванов Ф.О.), «Ботаники-фенологи» (руководитель Куделина В.Н.). В  кружках занималось уже более 150 учащихся из школ №№ 16, 24, 34, 60, 89, школ-интернатов № № 9, 53. Юные лесоводы ухаживали за сеянцами в лесопитомнике, проводили лесопосадки, расчищали родники, вели рубки ухода, очистку бора от валежника и захламления, развешивали скворечники и кормушки, благоустраивали места отдыха и вели другие лесохозяйственные и природоохранные работы в сосновом бору и в лесничествах Кемеровской области.

 

Массовые мероприятия в секции «Межшкольное лесничество» 

 

В октябре 1989 г. в Кемеровском лесхозе был проведен праздник «Посвящение в юные лесоводы», где специалистами лесного хозяйства была дана высокая оценка деятельности секции «Межшкольное лесничество» Городской станции юных натуралистов, и лучшие учащиеся были награждены грамотами и ценными подарками. Обучающиеся достигли хороших результатов в образовании: так в 1988 г. учащиеся заняли 1 место в городской научно-практической конференции школьников, в 1989 г. заняли 1 место на областном слете школьных лесничеств. В газете «Кузбасс» вышла первая статья юннатов «Бор – легкие города», которая  вызывала большой интерес и позволила привлечь к решению проблем Рудничного соснового бора молодежь, население и администрацию города.

В 1990 г. на базе секции «Межшкольное лесничество» был создан отдел  экологии и охраны природы, а его заведующей назначена Чистова Т.М. Главная цель: экологическое образование учащихся, воспитание у детей активной жизненной позиции в вопросах защиты окружающей среды. В школьном лесничестве были открыты новые кружки разных направлений: эколого-лесоводческие (руководители Ильюхин Ю.М., Попсуй В.В, Королева Л.И.), эколого-краеведческие (руководители Панчищева Т.В., Белоусов Н.И.), столярная мастерская (руководитель Тыченко Ф.П.). На базе мастерской были открыты кружки прикладного творчества: поделки из природного материала (руководитель Тыченко Ф.П.), изготовление изделий из лозы, бересты (руководитель Рябухин В.А.), «Природа в искусстве» (руководители Болтунов Н.Н., Черников В.А.). В 1992 г. руководителем секции «Межшкольное лесничество» был назначен Илюхин Ю.М., с 2004 г. руководить работой секции стал Гладков С.М. Работа школьного лесничества продолжала занимать ведущее место в деятельности отдела.

В это же время, в отделе экологии и охраны природы создается система целенаправленной работы по экологическому образованию и воспитанию обучающихся. Были открыты кружки: «Азбука экологии» для учащихся младших классов (руководители Горячева Л.Н., Луконкина Л.А.), «Юный эколог» для учащихся среднего школьного возраста (руководители Рябухин В.А., Волобаева Л.И., Прохорович О.И., Савченко О.В.), «Эколог» для учащихся старших классов (руководитель Филиппова А.В.). 

В 1993 г. открывается новое, эколого-валеологическое направление работы, которое закономерно связывает такие понятия как экология и здоровье человека. Начали свою работу детские творческие объединения: «Лесные бальзамы» (руководитель Королева Л.И.), «Человек и Природа» (руководитель Чистова Т.М.), «Экология человека» (руководитель Григорьева З.И.), «Здравушка» (руководитель Лашкова Г.И.). В деревне Треща организуется работа кружка «Юный конник», открыты конно-верховые маршруты в Топкинском районе и в Рудничном сосновом бору (руководитель Прохорович О.И.). Эколого-валеологическое направление получает широкое распространение в работе отдела. Главная цель: Формирование нового типа мышления молодого поколения в соответствии с принципами природосообразности и здорового образа жизни.

 

Применение здоровьесберегающих технологий в образовании

 

Одной из основных форм экологического воспитания стала экологическая тропа, проложенная в 1994 г. в Рудничном сосновом бору. Экологическая тропа являлась прекрасной природной базой для проведения с детьми теоретических и практических занятий, с целью развития экологической культуры и  эмоционально-ценностного отношения обучающихся к природе. Интересные экскурсии различных тематик стали пользоваться большим спросом у школьников города. На экологической тропе так же проводились слеты, соревнования, природоохранные акции и  массовые мероприятия.

Актуальной формой экологического воспитания являлась так же информационно-пропагандистская деятельность. Самыми распространенными формами были: выступление агитбригад; проведение природоохранных акций («Белая ромашка», «Подари свой лес потомкам», «Мир без наркотиков» и другие); конкурсов листовок и плакатов («Помоги птице зимой», «Сбережём ёлочку», «Встреча пернатых друзей», «Сохраним красоту первоцветов» и др.). Большое внимание уделялось работе в СМИ. Были изданы ряд статей в газете «Кузбасс», «Комсомольская правда», «Наш город», «Свежий ветер» и др. В 2000 г юннаты занимают 1 место в областном конкурсе публикаций по охране природы. В 2002 г. занимают 1 место в конкурсе  газеты «Кузбасс» с рисунками и литературными материалами «Родники Кузбасса». Обучающиеся охотно выступают на радио и телевидении, где рассказывают о своей деятельности, представляют к обсуждению ряд экологических проблем города.

Перспективной формой экологического образования  оставалась научно-исследовательская  работа, способствующая развитию практико-ориентированного исследовательского потенциала и привлечению обучающихся  к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды. Использовались различные виды деятельности: организация наблюдений,  проведение опытнической и исследовательской работы в природе, с охватом учащихся разного школьного возраста. В процессе работы у обучающихся складывается широкий круг интересов, от исследования проблем природных экосистем, до вопросов состояния здоровья человека.

 

Ежегодно проводились экскурсии, походы и экспедиции. Именно в походах и экспедициях решалась одна из важных задач экологического образования - пополнение общих знаний, формирование экологической культуры поведения, развитие ответственности за экологическое благополучие окружающей среды. Многим запомнилась экскурсия на теплоходе «Ровесник» по реке Томи, автобусные экскурсии «История города Кемерово», «Томская писаница», «Красная горка» и др. В дальних поездках дети познакомились с уникальной природой Липового острова, Красноярских столбов, озера Танай, побывали в Мариинске, Томске, Новосибирске. Регулярно проводились целевые походы в лесничества Кемеровской области, где дети вели лесохозяйственные и научно-исследовательские работы. В д. Треща, Топкинского района, был организован летний лагерь «Юные исследователи природы», продолжили свою работу «Школа юных лесоводов» в д. Елыкаево и экологические смены в О.Ц. «Бор».

 

Экскурсионно - туристическая деятельность в отделе экологии и охраны природы

 

Наиболее значимыми были экспедиции, проведенные по заданию Областного комитета природных ресурсов: исследование экологического состояния реки Большая Промышленная; исследование Алгуйского месторождения талька в районе Кузнецкого Алатау; эколого-краеведческие исследования Таманского полуострова Краснодарского края. Материалы исследований были представлены на разных конкурсах и конференциях.

Обучающиеся отдела экологии и охраны природы стали призерами Международной образовательной конференции «Дети. Экология. Будущее» (2003); Всероссийского конкурса «Человек на Земле» (2001); Всероссийского конкурса «Вода России» (2004); Всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета» (2007); Областной научно-практической конференции исследовательских работ школьников «Экология Кузбасса» (2001). Юннаты ежегодно принимали участие в городских акциях: «Дни защиты от экологической опасности»«Чистота и порядок – наш Кузбассу подарок»; городских образовательных проектах  «Здоровый бор – Здоровый город», «Человек – Окружающая среда – Здоровье»; городской эколого-натуралистической выставке «Натуралист», городской научно-практической конференции «Юные исследователи природы», где неоднократно занимали призовые места. Коллектив отдела с 1997 г. являлся участником Всероссийского заочного конкурса «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам России» «Подрост». По итогам работы, педагоги и лучшие обучающиеся были приглашены в г. Москва, где в 2002 г. участвовали во Всероссийской школе друзей леса, в 2003 г. принимали участие в конференции по подведению итогов конкурса «Подрост»

 

Лесохозяйственная и природоохранная работа юннатов 

 

В 2002 г. юннаты принимают участие в закладке аллеи юннатов в Кузбасском ботаническом саду. В 2004 г. они участвуют в посадке саженцев кедровой аллеи, заложенной в честь 60-летия Кемеровской области на территории Рудничного соснового бора. С тех пор постоянно ведется уход за этими посадками. Юннаты принимают активное участие в грантовых проектах: «Здоровый бор - здоровый город» (2002), «Томь и люди» (2003), «Дорога добра» по решению проблем загрязнения окружающей среды (2006).

Необходимо отметить, что большую помощь в организации школьного лесничества и становлении отдела экологии и охраны природы оказали специалисты областных и городских организаций: начальник Областного управления лесного хозяйства Калинин А.М., главный лесничий Нищаков А.Ф., зав. почвенно-химической лабораторией Лузанов В.Г.; главный лесничий Кемеровского лесхоза Лавренюк Т. Е., инженер охраны леса Журавлева Р.А., лесничий Шматов М.П.; начальник информационного отдела Областного комитета природных ресурсов Новоселова Л.А.; начальник Городского комитета экологии и природных ресурсов Гравдун А.П.; зав. кафедрой зоологии Кем ГУ, профессор Сергеев В.Е., зав. кафедрой зоологии и экологии, д.п.н. Скалон Н.В.; главный врач Областного центра медицинской профилактики Петрова И.С. и др. Благодаря консультативной, материально-технической и финансовой помощи специалистов, в отделе экологии и охраны природы была проделана большая работа по организации экологического воспитания и социальной адаптации подрастающего поколения. Многие юннаты поступили учиться в средне-специальные и высшие учебные заведения эколого-биологического направления, а затем пришли работать в отдел экологии и охраны природы. Так, Андросов Н.И. (Тогучинский техникум лесного хозяйства) стал руководителем кружка «Юные лесоводы»; Линденау Е.В. (КемГУ) - руководителем кружка «Юные экологи», Буйкина А.И. (КемГУ) – руководителем кружка «Эколог»; Чистова Е.С. (областное училище культуры и искусства) – руководителем экологического театра «Экос».

На сегодняшний день в отделе экологии и охраны природы работает 13 педагогов, осуществляющих экологическое образование по различным направлениям: основы лесоводства и природопользования: («Юный лесовод», «Лесные следопыты», «Юный орнитолог»); основы экологических знаний («Занимательная экология», «Эколог», «Игровая экология», «Экологический театр», «Мир живой природы», «Экологическая агитбригада»);  экология и здоровье человека («Юный физиолог»).

Цель деятельности отдела экологии и охраны природы — экологическое образование учащихся, формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социо-природной среде и здоровью.