menu

Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБОУДО «ГорСЮН»

 

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Ещё недавно считалось, что исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов. Но современный мир столь динамичен и меняется так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательскому обучению.

Цель деятельности МБОУДО «ГорСЮН» в соответствии с уставом: образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам - дополнительным общеразвивающим программам. Дополнительные общеразвивающие программы педагогов дополнительного образования Городской станции юных натуралистов, как и само учреждение, имеют естественнонаучную направленность. В данный момент на станции реализуется 34 дополнительные общеразвивающие программы по биологии, экологии, физиологии, микробиологии, растениеводству, фитодизайну и т.п. Естественные науки являются наиболее практико-ориентированными дисциплинами. Их изучение  напрямую связано с процессом формирования исследовательской компетенции у учащихся, поскольку методы, на которых основываются данные науки (анализ, эксперимент, моделирование и т.д.), во многом совпадают с основными компонентами исследовательской компетенции. Поэтому очень актуальным становится вопрос включения максимального количества школьников в исследовательскую деятельность.

В настоящее время на городской станции юных натуралистов города Кемерово созданы все условия для развития учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

Дополнительные общеразвивающие программы построены таким образом, что позволяют постепенно включать учащихся в исследовательскую деятельность, по мере накопления теоретических знаний и развитию исследовательских умений.

На первом этапе обучения (в основном в начальной школе) - это простые опыты, результаты которых можно оценить за одно, два занятия. Причём, на начальном этапе ребёнок работает под чутким руководством педагога, перед ним ставится учебная проблема, совместно с руководителем он ищет способы её решения, анализирует результаты и делает выводы. Затем по мере развития у ребёнка умений анализировать, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, по мере развития навыков экспериментирования ему предоставляется всё больше самостоятельности. Сначала он самостоятельно формулирует выводы, в последующем самостоятельно анализирует результаты опыта. Конечный результат первого этапа обучения: учащийся самостоятельно проводит эксперимент по инструкции, составляет отчёт с анализом результатов и выводами. Периодически результаты опытов обсуждаются на мини-конференциях внутри группы, что способствует развитию коммуникативных умений. Наиболее способные учащиеся уже на этом этапе обучения, анализируя результаты своих наблюдений, могут оформить исследовательскую работу, если поддержать их активность.

На втором этапе включения учащихся в исследовательскую деятельность, работа строится в следующей последовательности:

1. Актуализация проблемы.

Здесь могут быть использованы различные приёмы обучения  (Например, постановка проблемной ситуации).

2. Выработка гипотез.

На этом этапе можно использовать очень популярный в практической психологии прием активизации творческого мышления — «мозговой штурм», когда учащиеся высказывают свои идеи для решения проблемы. В качестве самых лучших следует рассматривать «сумасшедшие идеи», желательно, чтобы участники отказывались от привычных стереотипов и шаблонов, учились смотреть на проблемы с новых сторон. Нужно стремиться к продуктивности, чтобы группа выдвинула как можно больше идей.

3. Выбор темы.

После обсуждения предложенных гипотез, каждый ребёнок определяется с выбором темы, обозначаются границы исследования. В процессе работы над темой ее формулировка может измениться (иногда даже кардинальным образом).

4. Разработка или освоение методики исследования (совместно с педагогом).

5. Проведение эксперимента (самостоятельно).

6. Анализ и обобщение полученных данных (совместно с педагогом).

7. Подготовка отчёта (самостоятельно).

8. Ученическая конференция внутри детского объединения.

На конференции происходит обсуждение итогов завершённой работы. Лучшие работы, затем выносятся на конференцию учреждения, а в дальнейшем и на конференции районного и городского уровней.

На этом этапе включения в исследовательскую деятельность учащийся приобретает в той или  иной степени умения видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать; формируются навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. Ребёнок готов к самостоятельной исследовательской деятельности.

На третьем этапе обучения работа по развитию исследовательских компетенций организуется по индивидуальному образовательному маршруту для учащихся, показавших значительные успехи в исследовательской деятельности на предыдущих этапах. Самые значимые успехи получены школьниками, занимающимися именно по индивидуальному образовательному маршруту.

Таким образом, поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность, разнообразие методов и приёмов работы, личностно-ориентированный подход - всё это способствует развитию исследовательских компетенций школьников, о чём свидетельствует высокая результативность работы.

Организация исследовательской работы в детских объединениях дает возможность каждому учащемуся почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания являются осмысленными, требующими своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, что стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.

Итог проведенной исследовательской работы - выступление на научно-исследовательской конференции школьников. При этом у ребёнка возникает чувство удовлетворения от выполненной работы и желание продолжать избранную деятельность.

У школьников формируются умения и навыки планирования исследовательской деятельности, самоконтроля и основ регулирования своих действий, самостоятельному поиску путей решения в исследовательской деятельности. Участие ребят в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах позволяет совершенствовать проводимую работу, повышать её результативность.

Ежегодно итоги детских работ подводятся на конференции учебно-исследовательских работ "Юный исследователь природы". На конференцию принимаются работы по биологии и экологии, выполненные самостоятельно, содержащие теоретическую и практическую части, результаты, анализ и выводы. Лучшие исследовательские работы направляются для участия в других конкурсах исследовательских работ различного уровня.

На занятиях в детских объединениях Городской станции юных натуралистов происходит непосред­ственное общение учащихся с природой. Наряду с теоретическими занятиями и практическими исследованиями в стационарных условиях, большое внимание уделяется исследовательской деятельности именно в природе. Школьники учатся определять виды растений и животных по внешнему виду, поведению, следам и голосам, осваивают методы учёта животных в различных местообитаниях, постигают основы экологической этики. Все школьные исследования являются гуманными, этичными, способствуют развитию чувства любви к природе.

Потенциал педагогических работников Городской станции юных натуралистов позволяет продуктивно работать со школьниками, проводить исследования и получать значимые результаты, но на данном этапе работы педагоги нашего учреждения занимаются исследовательской деятельностью с учащимися, опираясь на знания, личный опыт и ряд мероприятий в учреждении, направленных на углубление знаний по исследовательской деятельности. Таким образом, отсутствует единый, выстроенный и оформленный подход, даже в рамках одного конкретного учреждения, к развитию исследовательских компетенций у учащихся.

Для повышения эффективности деятельности учреждения дополнительного образования важным условием становится необходимость развития исследовательских компетенций у школьников. Для этого важно логически и методологически выстроить систему работы. Наша задача использовать весь имеющийся опыт педагогических работников и всего учреждения в построении единой системы сопровождения учащегося, интересующегося исследовательской деятельностью.

Учитывая актуальность данной проблемы, опыт и результативность исследовательской деятельности с учащимися мы определили цель, которую предстоит решить в ходе реализации проекта: развитие исследовательских компетенций школьников в условиях системы дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Проект позволит построить образовательный процесс в учреждении в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором говорится, что  образование – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся, а профессиональная задача педагога – организовать деятельность обучающихся, в ходе которой они приобретут компетенции, необходимые в жизни; Национальной доктриной образования в Российской Федерации, в которой одной из задач государства в сфере образования является интеграция образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством; Федеральными государственными образовательными стандартами, которые указывают, что результатом образовательной деятельности должны быть, планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты, инструментом достижения которых являются универсальные учебные действия, которые формируются в результате системно-деятельностного подхода; Концепцией развития дополнительного образования детей, направленной на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства; программой развития МБОУДО «ГорСЮН» на 2016-2019 учебные годы, в которой выделен отдельный проект «Исследователь». 

Достижение цели будет возможным за счёт изменения содержания и структуры деятельности, внедрения в учреждение разработанной программы, основанной на современных представлениях о развитии исследовательских компетенций школьников. Будут уточнены методологические подходы к формированию исследовательских компетенций, охарактеризованы цели и этапы процесса формирования; определены критерии результативности.

Система работы позволит развивать у учащихся метапредметные компетенции: регулятивные, коммуникативные, познавательные.

После претворения проекта ожидается:

- разработка программы и создание условий для эффективного процесса развития исследовательских компетенций у учащихся;

- увеличение количества учащихся в учреждении, занимающихся исследовательской деятельностью;

- повышение результативности участия в конкурсах;

-информированность родительской общественности и их привлечение к образовательному процессу;

- расширение социального партнёрства;

- обеспечение преемственности между общим и дополнительным образованием;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников;

- увеличение участников инновационной деятельности в области обновления содержания образования, внедрения современных педагогических технологий обучения;

-трансляция приобретенного и накопленного педагогического опыта.