menu

Что дает ребенку посещение объединений Городской станции юных натуралистов?

Знаменская М.И., методист

В начале учебного года многие родители задаются вопросом: «Нужно ли ребёнку посещать учреждение дополнительного образования, не станет ли это чрезмерной нагрузкой, дополнительно к занятиям в школе? Или следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых?» Наверное, однозначного ответа дать нельзя. Родителям в каждом конкретном случае придется самим взвешивать все "за" и "против" дополнительного образования.

Основные "ЗА"

1. Способ организации досуга ребенка. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки. Под присмотром руководителя объединения ребенок в большей безопасности.

2. Смена стиля общения. Как правило, в объединении царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Педагоги не такие строгие, как учителя в школе - разрешают пошутить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому родители могут не опасаться, что ребенка "избалуют" подобной снисходительностью.

3. Смена круга общения. Внешкольные занятия проходят среди новых друзей, в более малочисленных и спокойных группах, чем класс в школе. Такое переключение поможет ребенку отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в учреждении дополнительного образования ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

4. Адаптация в обществе. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает становление дружеских отношений. Менее формальная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

5. Формирование ответственности и самостоятельности. Ребенок, посещающий любимый кружок, должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу: расписание занятий, собрать и принести все необходимое для занятий, самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания и распланировать  время, чтобы  успеть все.

6. Развитие общих и специальных способностей. Приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром, пригодятся ребенку в дальнейшей жизни.

7. Повышение самооценки. Посещая объединение, заниматься в котором действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется пусть небольшого, но очень важного для него успеха. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий, но и в жизни вообще.

Главная цель станции юных натуралистов в том, чтобы развивать у детей экологическую культуру - которая рассматривается как важная часть общей культуры человека; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистый воздух, вода, лес, почва оказывают благоприятное воздействие на здоровье и жизнь человека.

В объединениях отдела экологии и охраны природы ребята изучают экологию родного края, занимаются в школьном лесничестве на базе соснового бора, проводят акции по охране природы, учатся жить в гармонии с природой и бережно к ней относиться.

Занимаясь в объединениях фитодизайна, дети не только учатся творить, но и познают и исследуют мир через художественное творчество, учатся чувствовать и видеть прекрасное, участвуют в выставках прикладного творчества. Посредством выращивания и заготовления природного материала на учебно-опытном участке они приобретают трудовые навыки.

Юные растениеводы станции знакомятся с агротехникой цветочных культур, озеленяют учебно-опытный участок, знакомятся с многообразием комнатных растений, которых в зимнем саду станции собрано около 180 видов, с профессией агронома и ландшафтного дизайнера. В летний период кружковцы – цветоводы приобретают практические навыки по благоустройству и озеленению городской среды.

На занятиях в лаборатории микробиологии кружковцы приобщаются к научно-исследовательской деятельности.

Живой уголок станции, в котором более 50-ти видов животных, известен за пределами области. Общение детей с животными, изучение их повадок помогает снять нервное напряжение, адаптироваться в коллективе, побороть страхи, стать добрее, гуманнее, ответственнее.

Педагоги дополнительного образования станции юных натуралистов на занятиях формируют навыки культуры поведения в природе, расширяют представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Красота лугов, величие леса, богатство животных и птиц открывают богатейшие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края. Влечение к природе заложено в каждом человеке с рождения. В детях это тяготение выражено особенно ярко. И чем ближе к ней будут дети, тем глубже поймут ее.