Организация уголка живой природы в образовательном учреждении

Человек, выросший вдали от природы, не ощущает себя с ней единым целым. От этого у него не возникает потребности беречь и охранять удивительные богатства природы. Восполнить этот недостаток можно, создав на базе образовательного учреждения уголок живой природы.

Живые уголки в образовательном учреждении являются, во-первых, наглядным  и живым собранием животных и растений. Они дают возможность учащимся взаимодействовать с миром природы, повышать уровень образования, культуры, расширять кругозор. Во-вторых, живой уголок – это одно из звеньев воспитательного процесса, способствующего формированию гуманного отношения ко всем представителям флоры и фауны. В-третьих, это база для развития исследовательских навыков, творческих способностей детей. В-четвёртых, это объект для формирования трудовых навыков и средство профориентации молодёжи.

Стихийное создание уголков живой природы – явление недопустимое. Какие законодательные источники помогут урегулировать вопрос с созданием живого уголка? В январе 1981г. вступил в силу закон «Об охране и использовании животного мира». В статье 27 этого закона, «О зоологических коллекциях», регламентируется деятельность живых уголков. Создание и пополнение зоологических коллекций учреждениями путем изъятия животных из родной среды для живых уголков допускается по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на это государственными органами по охране и регулированию использования животного мира. В этом же законодательном источнике разрешается использование уголков живой природы в учебных, воспитательных и эстетических целях

Следует заметить, что в живых уголках, помимо животных, содержатся разнообразные растения. В разведении комнатных и оранжерейных растений никаких ограничений нет, а вот на растения, представляющие отечественную дикорастущую флору, введен лимит.

Согласно действующему в нашей стране природоохранительному законодательству, источником приобретения и комплектования уголков природы животными могут быть:

  • государственная торговая сеть,
  • зоологические магазины,
  • любительские и натуралистические общественные организации (аквариумоводство, птицеводство, кролиководство, разведение певчих птиц и т.д.).

Любая самодеятельность в добыче диких животных и растений недопустима. Добыча в природе любых видов диких животных является грубым нарушением закона. Учащимся необходимо 

объяснить, что собирательство в лесу детенышей зверей, птенцов пернатых является незаконным и вредным для природы. Единственное, что может быть оправдано с точки зрения охраны фауны и гуманности – это подбор животных, явно нуждающихся в оказании им помощи со стороны людей. Это случаи получения травм, истощения от голода, обмерзания. Однако следует предупредить, что оказание помощи животным – дело непростое, подчас сопряженное с опасностью.

В живом уголке запрещается содержать следующих животных:

  • все виды ядовитых беспозвоночных (скорпионы, пауки, сколопендры),
  • змеи всех видов (в особенности ядовитых),
  • крупные виды ящериц (вараны, игуаны), крокодилов, животных с неустановленной видовой принадлежностью, домашних животных с агрессивными чертами характера (бойцовские породы кур).

Согласно действующему ветеринарному законодательству, любое животное перед помещением его в хозяйство должно быть выдержано в течение 30 дней в карантине, изолированного от основного участка или садка клетки, удаленного от основного собрания животных, прошедших карантин. Те животные, которых приобретают в государственной торговой сети, уже имеют соответствующую карантинную выдержку.

Все животные со дня поступления должны быть обеспечены необходимыми кормами по научно обоснованным рационам. Кормление за счет пищевых отбросов, подачек, использование 

некачественных, бракованных пищевых продуктов категорически запрещается.

В целях охраны здоровья учащихся организация уголков природы должна быть согласована с местными санитарно-эпидемиологическими станциями. Они могут периодически контролировать организованное хозяйство, при необходимости оказывать ему профилактическую или лечебную помощь, давать соответствующие рекомендации. В критических ситуациях органы санэпиднадзора имеют право не только санкционировать образование уголков живой природы, но и накладывать карантин или даже вообще ликвидировать хозяйство, если оно представляет собой опасность и является очагом возможного распространения инфекционных и инвазионных заболеваний.

 

Необходимые условия для создания уголка живой природы:

  • Уголок живой природы желательно размещать на первом этаже здания в угловой комнате  с окнами, которые выходят на юг, восток или запад. Это создаст благоприятные условия для выращивания растений и размещения животных.
  • Необходимо отдельное помещение, размеры которого не должны быть менее 40 квадратных метров.
  • Помещение должно быть светлым, теплым (+28 С) и хорошо вентилируемым. В темное время суток допускается электрическое освещение с применением ламп дневного света.
  • Желательно, чтобы в помещении был отдельный санузел и подводка воды с канализационным стоком для бытовых нужд.
  • Полы рекомендованы водонепроницаемые (покрытые линолеумом), что необходимо для проведения периодической дезинфекции и поддержания повседневной чистоты.
  • Окна, форточки, двери должны плотно примыкать к рамам, проемам, прочно закрываться и иметь надежные запоры.
  • Необходимо иметь аптечку первой медицинской помощи.
  • Помимо главного входа в помещение, желательно иметь запасной выход на случай аварийных ситуаций.
  • Прочность помещений должна гарантировать невозможность выхода за пределы уголка его обитателей, которые по той или иной причине могут оказаться на свободе. Практика показывает, что иногда случаются вылеты, выходы, выползания тех или иных обитателей уголка природы. Поэтому с первых дней организации уголка необходимо установить строгий контроль за всеми клетками, садками, террариумами и аквариумами, обеспечив их надежными запорами.
  • Для ловли беглецов в уголке необходимо предусмотреть комплект инвентаря: крючки, сачки, ловушки.
  • Крайне желательно на площади, отведенной для уголка, предусмотреть кладовую или большие шкафы, запирающиеся на ключ.
  • Хозяйственный инвентарь должен быть удобным в обращении, прочным и поддающимся санитарной обработке с применением горячей воды, дезинфицирующих средств.
  • Для разделки и приготовления кормов, а так же для раздачи кормов и обеспечения животных водой необходима прочная посуда. Наиболее пригодна керамическая, пластмассовая, из нержавеющей стали.
  • Необходимо предотвратить появление таких вредителей, как домашние мыши, крысы, различные насекомые, бродячие кошки, мелкие хищные дикие зверьки, проводить дератизацию. Меры профилактики: преградить доступ грызунов к кормам и лишить их убежища, где они могли бы размножиться.
  • Существенное значение имеет целесообразная расстановка, разделение клеток и вольеров для содержания в них животных и растений. Поэтому при строительстве клеток необходимо стремиться, чтобы они соответствовали данным животным, были удобны в обслуживании и имели свободный осмотр (светолюбивые животные и растения). Все животные не переносят сквозняков. Должно быть правильное соседствование  в уголке - не допускать «хищник – жертва».
  • Для поддержания чистоты помещения необходима ежедневная уборка от нечистот. Периодически, не реже 1 раза в неделю – генеральная уборка всего помещения с обработкой 0,1% марганцовки, 1 раз в месяц – санитарный день.
  • Для борьбы с насекомыми нужно проводить дезинсекцию - особое внимание обратить на борьбу с мухами, которые могут быть переносчиками заболеваний. Для предупреждения их расплода помещения клеток должны содержаться в чистоте. Окна и фрамуги нужно закрывать противомоскитными сетками.
  • Режим работы в уголке должен быть тихим и спокойным, поскольку обитающие здесь животные нуждаются в периодическом покое, а каждый незнакомый раздражитель отрицательно влияет на их состояние, возбуждает нервную систему вплоть до шокового состояния с возможным смертельным исходом.
  • Любой уголок живой природы следует рассматривать как небольшое, но беспокойное хозяйство, за которым «нужен глаз да глаз».

В МБОУДО «ГорСЮН» два живых уголка. Здесь юннаты постигают основы зоотехники. Зоотехника от греч. «зоо» - животное и «технэ» - наука и искусство. Наука – это строгий расчет, выверенная методика, рациональное действие. А искусство – интуиция, наитие, зачастую полное пренебрежение расчетом и логикой. Кормление, содержание и разведение животных  и составляют основу зоотехники.

Юные друзья природы знакомятся с основами ветеринарии, чтобы уметь оказывать своим подопечным первую помощь, следят за качеством кормов, соблюдают правила гигиены. Но главная задача не в том, чтобы лечить животных, а в том, чтобы не допускать возникновения болезней - «Лучший бой тот, который не состоялся». Юннаты наблюдают за животными при раздаче корма и выявляют отклонения от нормального поведения, указывающие на недомогание животных. Работают со специальной литературой, ухаживают за больными и слабыми.

Можно сказать с полной уверенностью, что ребята, которые терпеливо ухаживали за обитателями живого уголка, никогда не нанесут урон живой природе.

 

Корпусов Н.А.,

зав. биологическим отделом,

педагог дополнительного образования