Разработка открытого занятия по теме: «Разнообразие растительного мира» 

 

Москаленко Анна Юрьевна, педагог дополнительного образования

 

Тема: «Разнообразие растительного мира»

Цель: Знакомство с разнообразием растительного мира.

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с разнообразием растений и их жизненными формами;

Развивающая – Развивать интерес к изучению растений;

Развивать умения выделять сходство и различия в растениях.

Воспитательная – Воспитывать бережное отношение к растениям;

Формировать умения работать индивидуально и в группе.

Тип: Изучение нового материала

Форма организации работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая работа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

– гербарии травянистых растений;

– ноутбук;

– видеофильм «Растения»;

– картинки растений;

– изображения: дерева, кустарника, травы;

– надписи: Жизненные формы растений, деревья, кустарники, травы;

– фишки с изображением комнатных растений;

– пазлы «Кустарники»

План занятия:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Изучение нового материала

– Просмотр фильма «Растения» (2 мин)

– Сообщение темы (1 мин)

– Органы растений (2 мин)

– Загадки про деревья (6 мин)

– Физминутка (3 мин)

– Пазлы кустарников (6 мин)

– Гербарий травянистых растений (5 мин)

  1.  Закрепление изученного материала

– Ознакомление с растениями зимнего сада, поиск и сравнение растений (7 мин)

– Сортировка фишек с растениями по группам (5 мин)

  1.  Подведение итогов (5 мин)

Ход занятия:

1. Организационный момент

Каждый день – всегда везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2. Изучение нового материала

– Ребята, предлагаю вам посмотреть фильм. Смотрим внимательно, после просмотра ответим на вопросы.

– Что вы увидели в фильме? О чем мы сегодня с вами поговорим?

– Наша планета – это удивительный, чудесный мир. Есть здесь горы и моря, леса и степи. Задолго до того, как появились люди, на земле уже были растения. Без растений не могло бы выжить ни одно существо. Растения выделяют кислород, который нужен человеку и животным для дыхания. Растения на земле встречаются повсюду. Может кто-нибудь из вас слышал такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют луга, поля, леса. И именно зелёный наряд делает нашу планету удивительной. Тема нашего занятия: «Разнообразие растительного мира»

– Что общего у растений?

–Ребят, какой орган растения удерживает его в земле?

– Какой орган следующий?

– Что находится на стебле (стволе)?

– Весной помимо листьев появляются, что?

– Когда цветочки отцветут, появляются плоды с семенами.

– Какое замечательное растение у нас получилось

–Именно по этим признаками растения можно разделить на 3 основные группы:

а) древесные, это деревья

б) кустарниковые, это кустарники

в) травянистые, это травы

– Давайте, разберём каждую группу подробней

– Деревья – долгоживущие деревянистые растения, имеющие один главный ствол. Давайте, отгадаем загадки:

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Дуб)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (Тополь)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Во дворе оно растёт...

Добывают пчёлы мёд

из цветочков золотых,

что в ветвях цветут густых.

От простуды и от гриппа

лечит лучший доктор ...(Липа)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

– Ребята, Давайте отдохнём и проведём физминутку:

Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

– Что такое кустарник? Чем отличается от дерева?

– Предлагаю вам собрать пазл с кустарником. После того как соберёте, прочитаем названия кустарников, которые у вас получились.

– У кого что получилось?

– Что такое трава? Чем она отличается о дерева и кустарника? Давайте посмотрим на гербарии. Травянистые растения все разные, но что-то их объединяет, что?

Мы с вами поговорили о деревьях, кустарниках, травах.

3. Закрепление изученного материала.

– Мы находимся в зимнем саду, тут много разнообразных растений, давайте найдём растения, которые похожи на деревья, кустарники и травы.

– Последние задание на сегодня, нужно разделить фишки-картинки по группам. (3 группы).

4. Подведение итогов.

– Итак, мы с вами познакомились с разнообразием растительного мира.

– Что общего у растений?

– Какие группы выделяют?

Приложения: