menu
Главная » Статьи » Методические рекомендации

Экологическое воспитание на занятиях комнатного цветоводства. Роль комнатных растений в работе с детьми

Хромова Наталья Павловна,

педагог дополнительного образования, методист

 

Интерьерное озеленение приобретает в настоящее время все большее распространение и значение. Экзотические цветы и растения украшают не только жилые помещения, школы, детские сады, общественные и административные здания, но постепенно становятся обычными в цехах промышленных предприятий. Растениям принадлежит важная роль в улучшении среды, окружающей человека.

Они положительно влияют на микроклимат помещения: снижают содержание углекислого газа в воздухе, повышают его влажность и обогащают кислородом, выделяют фитонциды (вещества, губительно действующие на микроорганизмы), смягчают производственный шум, уменьшают запыленность. Цветы и растения оказывают и благотворное эмоциональное воздействие: красота и разнообразие форм и окраски влияют на чувства человека, помогают снять нервное и физическое напряжение. Однако хотя интерьерное озеленение и приобретает массовый характер, оно не всегда бывает успешным. Ассортимент видов часто подбирается неграмотно и носит случайный характер, поэтому растения в условиях, не соответствующих их природе, быстро теряют свою декоративность или гибнут.

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении.

Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный).

При оформлении  образовательных учреждений целесообразно применять такие виды озеленения, при которых растения не мешают подвижным играм детей. Цветы и растения размещают на специальных полочках и решетках, закрепленных на стенах, подвешивают в кашпо и «цветочных люстрах». Но живые растения рядом с детьми - это не только украшение, но и живая природа, нуждающаяся в заботе и покровительстве. Отдавая предпочтение вертикальному озеленению, часть растений следует размещать таким образом, чтобы дети могли ухаживать и наблюдать за ними. Для этого растения в напольных цветочницах располагают в зонах отдыха и комнатах для тихих игр, в живых уголках, около аквариумов и т.д. В зависимости от планировки и назначения помещения в цветочницах можно содержать одиночные экземпляры или составлять композиции из нескольких растений.

Традиционным местом размещения растений являются окна и подоконники как самые светлые места любого помещения. Ассортимент растений и их количество зависят от размеров окон и их ориентации по отношению к сторонам света. При размещении растений  следует избегать, их скученности, так как при этом они не только мешают друг другу, но и теряют свой декоративный эффект. Используя различные подставки, можно размещать растения на разных уровнях и создавать живописные композиции, в которых сочетаются экземпляры различной высоты. Прекрасным элементом оформления окон являются вьющиеся и ампельные растения. Вьющиеся растения размещают по бокам оконных проемов. Для них изготавливают специальные опоры (решетки, трельяжи, шнуры), по которым побеги растений поднимаются вверх, обрамляя окно. Растения со свисающими побегами помещают в специальные подвесные вазы и подвешивают вверху, ставят на полочках, укрепленных по бокам оконных проемов и на боковых стенках, примыкающих к окнам.

Растения можно также размещать вблизи окон и в глубине комнат на специальных столиках и подставках. На них ставят отдельные экземпляры или несколько гармонично или контрастно сочетающихся растений. В качестве подставки можно широко использовать современную низкую мебель со строгими линиями и большим количеством свободных горизонтальных плоскостей. Растение можно поместить на журнальном столике, подвесных шкафах и книжных полках, на шифоньере, серванте.

Методы и формы ознакомления детей с комнатными растениями

Занятия по ознакомлению младших школьников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех учащихся в соответствии с требованиями образовательной  программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у учащихся накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Систематическое обучение на занятиях – важное средство образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью педагог использует объяснительно иллюстративный метод: рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и практические работы  по уходу за комнатными растениями. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх учащиеся применяют полученные знания на практике. Дополнительно к занятиям  организуются  познавательные экскурсии.

Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные  знания по теме, а затем разработать необходимые  задачи для занятия.

В определении содержания  задач педагог исходит из требований  и уровня развития учащихся своей группы, учитывает и особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация, упражнение в применении знаний и т. д.). При этом педагог должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается учащимися постепенно.

В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи - это тот объем знаний, который необходимо дать учащимся на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т. п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи), а также формирование навыков учебной деятельности (умение слушать товарища, действовать по слову педагога, в слове выразить результат своей деятельности). В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе. Воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.

На занятиях, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а с использованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет, сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные и существенные признаки и т. п.). Выбранный метод должен обеспечить полноту реализации программных задач и активную умственную деятельность учащихся.

Разнообразие предметов природы и методов обучения, используемых на занятиях, требует от педагога тщательной подготовки. Для рассматривания  комнатных растений, картин учащихся сажают полукругом. Это позволяет всем активно участвовать на занятии. Если на занятии используется раздаточный материал, и каждый получает объект наблюдения, то учащимся удобнее сидеть за столами.

Готовясь к проведению занятия, педагог продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т. п.; какие растения,  предметы ухода за растениями, посадочный материал потребуются для работы. Только после этого педагог продумывает ход занятия. Поскольку усвоение программного содержания всеми учащимися осуществляется в ходе занятия, педагог заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение учащихся в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приемов, активизирующих умственную деятельность учащихся (поисковые вопросы, сравнение, обследовательские действия и т. п.). В ходе занятия важно привлекать к выполнению задания всех учащихся. В конце занятия педагог, как правило, пользуется педагогической оценкой навыков и умений, отношения учащихся к занятию.

 

Категория: Методические рекомендации | Добавил: ГорСЮН (26.01.2017)
Просмотров: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0