menu
Главная » Статьи » Методические рекомендации

Организация учебных экскурсий в природу

Педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если можно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Всему этому способствуют общение с природой, прогулки во дворе школы, по городу. Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки педагога и учащихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

Формируя цель и задачи экскурсии, педагог дополнительного образования исходит, прежде всего, из своей дополнительной общеразвивающей программы. На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы.

Результативность экскурсии во многом определяется тем, насколько

четко разработана ее структура, определены цель, методика организации и проведения каждого этапа.

Первый этап – подготовительный. Работа на этом этапе направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоционально-мотивационный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает учащимся о правилах поведения.

Второй этап — организация познавательной и практической деятельности детей. Основной метод этого этапа – это наблюдение объектов и явлений природы. Самостоятельная работа групп по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая группа изучает отдельные объекты).

Третий этап экскурсии – заключительный. Собранный учащимися материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки оформляется в виде альбомов, схем, таблиц, фотографий, гербариев. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально-групповой отчет, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.

Обычно записи на экскурсии рекомендуется делать карандашами в блокнотах, а рассмотренные объекты зарисовывать. Но современный школьник в свободном доступе имеет мобильный телефон с функциями фотосъемки и диктофона, поэтому рисунки можно заменить фотографиями, а запись от руки записью голоса.

В заключение необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов.

Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.

Методист Знаменская М.И.

Категория: Методические рекомендации | Добавил: ГорСЮН (23.12.2019)
Просмотров: 73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0