menu
Главная » Статьи » Методические рекомендации

Создание ландшафтного объекта «рокарий – каскад» учащимися творческого объединения «Ландшафтный дизайн»

Тазеева Ирина Викторовна,

педагог дополнительного образования

На современном этапе развития общества широко востребованными оказались все виды дизайна. Дизайн стремится охватить все сферы человеческой деятельности, активно участвуя в формировании окружающей человека среды. Ландшафтный дизайн в этом процессе играет не последнюю роль, исходя из его определения: «Ландшафтный дизайн – искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации;  садово – парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зеленом строительстве»

И главной задачи: «Создание гармонии красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урабанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей».

Сегодня на первое место в ряде мировых проблем выходит экологический кризис. Можно сказать, что одним из средств борьбы с ним является ландшафтный дизайн, как способ «сглаживания» конфликта между цивилизацией и природой, способ пропаганды бережного и рационального использования последней на благо человека и его здоровья. Именно поэтому возникает острая необходимость с юных лет воспитывать в детях уважение к природным, несинтетическим материалам (дерево, камень, растительность и другие) развивать умения и навыки по их использованию во благо человека. 

Особенно важно это для нашего промышленного города. Остра и актуальна проблема его благоустройства и озеленения, а это значит - актуальна и проблема воспитания в жителях экологической культуры, частью которой является ландшафтный дизайн.

Многие считают что сейчас, в условиях мирового экологического кризиса «позволить себе» ландшафтный дизайн могут только богатые, а бедным он «не по карману». С этим можно поспорить, ведь есть еще бесплатное желание – научиться! Вот здесь и открывается предназначение  дополнительного образования – как источника необходимых знаний, умений и способа развития творческих способностей детей и подростков. В связи с этим, задача педагога – научить детей элементарной грамотности зеленого строительства и приобщить их к мировой культуре ландшафтной архитектуры. И не важно - выберет обучающийся в будущем профессию ландшафтного дизайнера, садовника или другую, он уже навсегда останется «творцом», а не равнодушным «потребителем» в окружающей его природе. Вряд ли он сможет бездумно губить окружающую его среду, где он своими руками посадил дерево, разбил клумбу, посеял газон, ведь занятия ландшафтным дизайном учат беречь понимать природу, видеть ее красоту и гармонию, ценить труд на земле.

Кроме того в процессе обучения дети получают реальные знания и умения, которые могут пригодиться им в повседневной жизни или при выборе будущей профессии.

Занятия носят интегрированный характер, реализуя связь между изобразительным искусством, трудовым обучением и экологией. Они обеспечивают основы художественной грамотности, развивают логическое мышление и пространственное представление, формируют начальные элементы конструктивного мышления. Все это связывает ландшафтный дизайн со многими общеобразовательными предметами такими как: геометрия, черчение, биология, география, история.

Процесс создания ландшафтных макетов увлекателен для обучающихся и способствует развитию внимания, наблюдательности, памяти,  сообразительности, глазомера, пространственного воображения и других качеств.

Занятия ландшафтным дизайном являются важнейшим коммуникативно – трудовым аспектом, развития личности учащегося, закладывая в ней такие важные качества как: трудолюбие, аккуратность, настойчивость, стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, исполнительность, пунктуальность, организованность, добросовестность, толерантность, способность к коллективной работе и другие.

Исходя из анализа педагогической, специальной литературы, а также интернет ресурсов, я пришла к выводу, что до недавнего времени, почти никто не занимался ландшафтным проектированием с детьми данной возрастной группы, к сожалению. В этом новизна выбранной темы. Подростки физически и интеллектуально готовы к этому виду деятельности, кроме того для них это прекрасная возможность самореализации и самоутверждения (учитывая психофизические особенности этого возраста),  а для педагога – удачное средство педагогического воздействия. Прийти к такому выводу мне помог  личный педагогический опыт и результаты работы летней трудовой бригады 2010 года.

Идея  создания методических рекомендаций возникла от желания помочь педагогам в организации деятельности обучающихся по благоустройству территорий МОУ ДОД, школ, детских садов и других социально значимых объектов города (экологические акции). Методические рекомендации представляют собой примерную схему организации деятельности обучающихся по проектированию простых ландшафтных объектов.  В этом заключается их актуальность.

 

Цель: оказание методической помощи в организации деятельности обучающихся по проектированию простых ландшафтных объектов в системе дополнительного образования (на примере работы творческого объединения «Ландшафтный дизайн и летней трудовой бригады 2010 года).

         Задачи:

1. Познакомить с понятиями «ландшафтный дизайн» и «ландшафтное пректирование» и их ролью в экологическом, эстетическом, трудовом воспитании обучающихся.

2. Познакомить  с  основными направлениями  программы подготовки обучающихся к проектированию простых ландшафтных объектов  творческого объединения «Ландшафтный дизайн».

3. Познакомить с опытом ландшафтного проектирования и создания социально значимого объекта «рокарий – каскад» обучающимися творческого объединения «ландшафтный дизайн».

4. Активизировать работу педагогов по грамотной организации деятельности обучающихся в проектировании ландшафтных объектов.

 

Отличительные особенности данных методических рекомендаций заключаются в том, что они дают не только краткое содержание теоретической подготовки обучающихся  к проектированию, но и:

 

 -  конкретные практические советы по организации ландшафтного проектирования педагогам МОУ ДОД;

 - предоставляют положительный опыт работы трудовой бригады по созданию общественно значимого ландшафтного проекта «рокария – каскада».

Ожидаемые результаты: надеюсь, что в силу своей актуальности (особенно в условиях промышленного города), данное направление деятельности обучающихся «проектирование простых ландшафтных объектов» будет активно развиваться в системе дополнительного образования детей и методические рекомендации станут «руководством к действию» для педагогов, работающих в этом направлении. Методические рекомендации могут быть полезны и учителям общеобразовательных школ и другим педагогам заинтересованным проблемой благоустройства и озеленения города.

   Учащимися творческого объединения «Ландшафтный дизайн» 2010 году был разработан и осуществлен коллективный проект, «рокария – каскада» на территории центра творчества Заводского района города Кемерово, по улице Федоровского.

В трудовой бригаде «Дизайнер» участвовали 5 человек (3 мальчика и 2 девочки) в возрасте 14 – 16 лет. Дети работали ежедневно с 1 по 31 июня (выходные дни – суббота, воскресенье) по 2,5 часа в день. Руководитель трудовой бригады – педагог дополнительного образования Трофимова Светлана Васильевна отвечала за все организационные и режимные моменты работы детей и за технику безопасности. В соответствии с составом ландшафтного проекта, «рокарий – каскад» был составлен план мероприятий, на период работы трудовой бригады «Дизайнер», который строго выполнялся каждый день. С утра до обеда (с 9 до 11,30) ребята занимались строительством проекта, а после обеда, отдыхали, участвуя в различных досуговых мероприятиях городского лагеря в центре творчества. Руководитель творческого объединен «Ландшафтный дизайн» - педагог дополнительного образования Тазеева Ирина Викторовна,  отвечала за техническое  исполнение ландшафтного проекта «рокарий - каскад» (состав которого был утвержден заранее).

Главную роль в выборе объекта проектирования сыграла простота и доступность осуществления данного проекта для любых организаций и частных лиц, его высокая экологическая и эстетическая ценность при минимальных трудозатратах. Поскольку проект построен из экологически чистых и недорогих природных материалов (камень, песок, гравий), он, в  или иной степени, может использоваться для благоустройства любых социально значимых объектов города: дворов школ и  детских садов, детских площадок, скверов.

Растения для рокария подобраны по принципу «сада непрерывного цветения» (цветут весь сезон, одни виды сменяют другие). Луковичные в корзинках по мере отцветания (начало лета) вынимаются из грунта и заменяются рассадой однолетников.

Эта работа «по плечу» обучающимся подросткового возраста и они с удовольствием внесли свой посильный вклад в благоустройство родного города.

Цель: формирование экологической культуры обучающихся творческого объединения «Ландшафтный дизайн» и жителей Заводского района.

Задачи:

- закрепить  практически, приобретенные в течение  2009 -2010 учебного года, теоретические знания и умения учащихся;

- рекомендовать разработанный проект «рокария – каскада» для озеленения социально значимых объектов города  Кемерово; 

- воспитывать у обучающихся экологическую ответственность за природу родного города, практичное и бережное к ней отношение.

 -  рекомендовать проект «рокария – каскада» в качестве примера организации деятельности обучающихся по проектированию ландшафтных  ландшафтных  объектов педагогам МОУ ДОД и учителям общеобразовательных школ;

Поэтапное планирование деятельности детей по «каскаду – рокарию».

1. Замеры участка.

2. Разработка разбивочного плана «рокария – каскада» (чертеж)

3. Создание эскиза «рокария – каскада»

4. Разработка плана посадок

5. Разработка инструкционной технологической карты рокария

6. Создание «рокария – каскада» согласно инструкционной  технологической карте.

7. Выводы обучающихся по окончании проэкта «рокария – каскада».

 

В состав проекта входит:

 - эскиз объекта планировки;

 - разбивочный чертеж;

- ассортимент рекомендуемых растений (Приложение 1);

 - используемые инструменты и материалы;

 - инструкционная технологическая карта;

 - план посадки растений;

 - фотографии.

 

По окончании всех работ ребятами трудовой бригады «Дизайнер» были сделаны выводы об особенностях  созданного ими объекта.

1. Технология «рокария –каскада» легка и доступна для всех (требует минимальных знаний и умений).

2. Объект легок не только в устройстве, но и последующем уходе.

3. При небольшом (но тщательно продуманном) ассортименте декоративных растений имеет высокую эстетическую ценность, являясь прекрасным украшением сада, сквера и других социально значимых объектов весь сезон.

4. Имеет практическое преимущество – может использоваться в качестве подпорной стенки на участках с перепадом высоты или «ползущем» грунте.

5. Проект, материально доступен, для широких слоев населения, потому, что построен, из недорогих материалов.

Таким образом, можно проследить, как, по мере зарождения, разработки и осуществления проекта, растет самостоятельность и творчество обучающихся, меняются и методы работы с ними.  На последнем этапе обучения учащиеся  не только способны осуществить свои идеи, но и сделать самостоятельные выводы из результатов своего труда. 

Занятия, в творческом объединении «Ландшафтный дизайн», позволяют учащимся, обрести первоначальные теоретические знания, и, что более важно, практические умения и навыки по самостоятельному проектированию объектов сада (или всего участка). Это дает возможность избежать, типичных ошибок в планировке, характерных для начинающих. Занимаясь ландшафтным дизайном обучающиеся приобретают ценные

Надеюсь, что данные методические рекомендации принесут практическую пользу педагогам, занимающимся нелегкой, но очень интересной и творческой деятельностью – обучением детей ландшафтному дизайну, не только как способу благоустройства окружающей человека среды, но и как способу развития и совершенствования его творческих способностей.

 

Список литературы

 

 1.Зайцева, А.А. Фантазии из камня для вашего сада[Текст]/ А.А.Зайцева – М.: АСТ – Пресс, книга. 2007. -288 с.

2. Немова, Е.М. Стилистика сада [Текст]/ Е.М. Немова – М.: ЗАО «Фитон +», 2001. – 160 с.

3. Родина, В. А. Цветоводство в школе [Текст] пособие для учителей / В.А.  Родина – М.: Просвещение, 1980. – 256 с.

4. Александер Р. Дизайн сада. Профессиональный подход [Текст]/ Р. Александер, К. Бетстоун М.: Кладезь – Букс, 2006. – 136 с.

5. Ньюбери Т. Все о планировке сада [Текст]/ Т. Ньюбери – М.: Кладезь – Букс, 2005. – 256 с.

6. Хессайон, Д.Г. Все об альпинарии и водоеме всаду [Текст]/ Д.Г. Хессайон – М.: Кладезь – Букс, 2006. 128 с.

7. Хессайон, Все о декоративных деревьях и кустарниках [Текст]/ Д.Г. Хессайон – М.: Кладезь – Букс, 2005 – 128 с.

8. Хессайон, Д.Г. Все о цветах в вашем саду [Текст]/ Д.Г. Хессайон – М.: Кладезь – Букс, 2000 – 160 с.

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

 

Терминологический словарь юного дизайнера ландшафта

 

1. Адаптированные растения – растения привычные к определенным условиям выращивания (климат) и переносящие их как норму.

2. Бордюр – окаймление, узкая декоративная полоса. Назначение – подчеркнуть отдельные элементы цветочного оформления, ограничить

переход от данных элементов к другим. Ширина 10 – 40 см.

3. Водные объекты – пруды, ручьи, водопады, фонтаны, болотца и другие

4. Газон – дерн в переводе с французского. Бывают декоративные и специального назначения.

5. Дизайн (англ.), проект, план, рисунок. Новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

6. Клумба – фигурная цветочная грядка, удлиненный участок земли, имеющий приблизительно одинаковые размеры во всех направлениях от центра (центр всегда выше краев). Клумбы бывают ковровые, цветочные и смешанные, в виде разных геометрических  фигур.

7. Композиция – это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой - то идеей.

8. Ландшафт (нем.) – общий вид местности, природный географический комплекс, в котором рельеф, климат, водоемы, почвы, растительный и животный мир, находятся в сложном взаимодействии, образуя единую неразрывную систему. Существует естественный (природный ландшафт) и искусственный распланированный (дизайн) человеком.

9. Макет, в переводе с французского, набросок, пространственное изображение в уменьшенных размерах.

10. Малые архитектурные формы – сооружения, обарудование и художественно – декоративные элементы внешнего благоустройства, дополняющие основную настройку населенных мест.

11. Перспектива – система изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. Различают линейную и воздушную перспективу.  

12. Пейзажный стиль (английский) – стиль основанный на принципе подражания природе, искусственная естественность.

13. Пропорция – это соразмерность частей композиции относительно друг друга, что оказывает существенное влияние на организацию гармоничного ландшафта.

14. Простые ландшафтные объекты – отдельные элементы планировки сада, например – клумба, рокарий, дорожка.

15. Проектирование ландшафта – планирование пейзажа определенного участка, которое использует его природные особенности с учетом культурного предназначения.

16. Рабатка – удлиненный участок земли в виде грядки засаженный цветами и декоративными растениями.

17. Разбивочный чертеж -

18. Регулярный стиль – стиль основанный на четком разделении территории на симметрично расположенные участки с геометрическими формами площадок, водоемов и других элементов планировки, преобладанием прямых и широких дорожек, симметричной посадки в аллеях и цветниках.

19. Рокарий ( каменистый сад) – участок территории на котором растения сочетаются с живописными камнями.

20. Сад непрерывного цветения – территория где скомпанованы цветы подобранные по срокам цветения.

21. Садово – парковые насаждения – это клумба, рабатка, бордюр, миксбордер, группа, солитер и другие.

22. Салитер – одно или группа высоких растений на фоне однотипных более низких посадок.

23. Стиль в ландшафтном дизайне – это определенная «трактовка» основных правил и приемов планировки, цветового решения, подбора растений и их сочетания.

24. Цветник – это открытая часть сада украшенная цветами, бассейнами, скульптурой, фонтанами в определенной системе.

25. Эскиз – предварительный набросок содержащий основу проектного замысла.

 

Приложение 2

 

Используемые инструменты и материалы для создания каскада - рокария:

1. Рулетка.

2. Шпагат.

3. Лопаты.

4. Ведра.

5. Комплексное удобрение «Андрианыч».

6. Песок.

7. Гравий

8. Щебень

9. Сланец (плитняк)

 

Приложение

Ассортимент рекомендуемых многолетних растений для «рокария – каскада».

1. Аллисум (бурачок)

2. Арабис (резуха)

3. Астильба

4. Аюга

5. Барвинок

6. Безвременник

7. Вербейник

8. Гвоздика – травянка

9. Гейхера

10. Герань садовая (пепельная)

11. Гравилат10.

12. Злаки декоративные низкорослые (любые)

13. Камнеломка

14. Колокольчики (точечный, карпатский, Пожарского)

15. Крокус (лук.)

16. Лапчатка непальская

17. Лен многолетний

18. Лилии (низкие восточные гибриды) (лук.)

19. Лилейник гибридный

20. Молодило

21. Мускари (лук.)

22. Мыльнянка (смолка альпийская)

23. Нарциссы (лук.)

24. Очиток видный, ложный

25. Полынь

26. Примула

27. Прострел

28. Солнцецвет

29. Тюльпаны дарвиновы, Грэйга, Кауфмана ( лук.)

30. Флокс шиловидный

31. Хоста

32. Энотера

33. Яснотка.

 

 

Приложение 3

 

Особенности ухода и посадки

 

- Все луковичные растения высаживаются в рокарий обязательно в специальных корзинах для луковичных (для облегчения ухода за ними и замены на однолетники после отцветания);

- растения в рокарии рыхлить и удобрять не требуется;

- прореживать растения изредка (1 раз за сезон), по мере загущения посадок;

- полоть по мере всходов однолетних сорняков ( многолетних в грунте нет – выбрали при подготовки грунта);

- поливать обильно пока не укоренятся растения (только – в первый год и в засуху);

- не заливать ни когда.

 - возобновлять посадки несколько лет не потребуется, так как «альпийцы» (преобладают в рекомендуемом ассортименте), очень выносливы и неприхотливы, и даже наоборот, не любят, чтобы их беспокоили лишний раз. От излишней заботы «жиреют» и плохо цветут!

 

Приложение 4

Инструкционная технологическая карта

 

1. Сделать разбивку объекта на участке (нанести контуры рокария  на месте согласно размеров разбивочного чертежа) с помощью рулетки, шпагата и лопаты.

2. Вынуть грунт (по  отмеченному контуру), сделать отсыпку (сначала слой песка, а затем слой гравия - «подушка» высотой 20 см.-  до уровня поверхности участка), уплотнить.

3. Выложить стенки верхней террасы рокария высотой 30 см, методом сухой кладки из сланца – плитняка (камни кладут впритирку друг к другу как кирпичи в кирпичной кладке, в нижний ряд – самые массивные), по отмеченному контуру.

4. Выложить стенки средней и нижней террасы по аналогии с верхней террасой из сланца – плитняка на высоту, соответственно, 30 и 20 см. методом сухой кладки.

5. Заполнить все террасы обогащенным грунтом ( вынутый грунт смешивается с удобрением и песком в определенных пропорциях), слегка уплотнить (чтобы не образовались пустоты)

6. Высадить растения (рассаду) в рокарий согласно плана посадок.

7. Полить.

8. После полного укоренения растений, отсыпать промежутки между ними щебнем (мелкая фракция), галькой, мраморной крошкой или щепой – на выбор, для усиления декоративного эффекта рокария каскада.

Категория: Методические рекомендации | Добавил: ГорСЮН (13.02.2017)
Просмотров: 33 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0