menu
Главная » Статьи » Педагогические статьи

Организация исследовательской деятельности в процессе экологического образования на базе «Живого уголка»

Корпусов Николай Андреевич

заведующий биологическим отделом, педагог дополнительного образования

 

Великое множество загадок больших и малых прячет в своих тайниках природа. Мы не находим им объяснения. Не видим глубинных связей. А именно в них, неразгаданных взаимосвязях и кроются причины необъяснимого. Природа окружающая нас сложна и разнообразна, нам хочется узнать, что происходит вокруг нас.

На городской станции юных натуралистов ребята занимаются учебно-исследовательской деятельностью в условиях лаборатории, живого уголка.  Наблюдение за животными дает опыт практической деятельности, повышает собственный статус. Знания, полученные самостоятельно, ценнее и важнее для  каждого юнната. Что необходимо сделать, чтобы исследовательская работа шла успешно и была результативной?

Любая исследовательская работа обречена на провал, если ее исполнители (юннаты) не имеют четкого представления, зачем работа проводится. Что конкретно они хотят узнать при выполнении исследования? Сформулированная цель работы – это, прежде всего, простой ответ: зачем проводилось исследование, что вы хотите выяснить по завершению работы. Затем возникают вопросы: каким образом, что необходимо выяснить, описать, сравнить, подсчитать.

Работа должна быть интересна учащемуся, а не педагогу. Педагогическое мастерство - так преподнести тему и предложить ее ребенку, чтобы он  посчитал ее собственной идеей. Обычно ребята выбирают в качестве объекта исследования кролика, шиншилу и т.д., определяются какие вопросы, связанные с этим объектом, их интересуют. Второй этап – это работа с литературой. Возможно, именно там найдутся ответы и тогда изменится цель и задачи исследования. Затем - выбор методики сбора данных.

Главный метод изучения в живых уголках - наблюдение. Любой эксперимент необходимо спланировать таким образом, чтобы его проведение  не привело к гибели изучаемого объекта. Мы проводим исследования в живых уголках, изучая поведение  и суточную активность животных, разведение и т. д. При этом для учащихся ставится ряд условий:

Работая в группе не надо забывать, что рядом работает твой товарищ. Можно потерять шанс увидеть что-то интересное.

Для успешной работы необходима собранность и точность. Необходимо взять для себя  неписаное правило сразу все записывать, не надеясь на память.

Записи должны быть точными аккуратными, без предположений и домыслов.

Чаще задавать себе вопросы и  находить ответы, стремясь  найти истину.

Не каждому юннату учебно-исследовательская работа по плечу. Как правило, этим видом деятельности начинают заниматься ребята, посещающие детские объединения второй - третий год. Данная работа требует от них собранности, большого терпения для наблюдения в течения долгого времени, бесконечного повторения эксперимента (не менее 10 выборок) – только тогда можно говорить о достоверности факта. Но именно так и делаются открытия.

Анализируя полученный в результате исследования материал неважно, что юные исследователи  получили и сколько, а важно, как и почему. Не надо констатировать цифры и факты, необходимо объяснить, почему получены данные результаты. Найти объяснения поможет работа с литературными источниками. Обобщая результаты работы, мы тем самым отвечаем на вопросы поставленные при формировании цели и задач, и они, в данном случае, становятся выводами работы.  

В ходе выполнения работы  юннаты знакомятся с многообразием живой природы, литературой, обмениваются опытом с товарищами, имеют возможность наблюдать и изучать самых разнообразных животных, открывать для себя новое. И пусть это уже известно науке, радость открытий не с чем не сравнима, она имеет очень большое значение для получения индивидуального опыта и мастерства.

Приобщение талантливых и способных ребят к опытнической и учебно-исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации учащихся. Выступая с результатами своих исследований на конференциях различного уровня, наши учащиеся неоднократно становились призерами и победителями (например, победителями Всероссийского конкурса юных натуралистов имени заслуженного деятеля науки, Лауреата Государственной премии профессора П.А. Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу в области зоологии и охраны природы – 10 раз).

Поиск - это движение вперед к новому, непознанному. Юннаты, занимаясь исследовательской деятельностью, проходят сложный, но интересный и увлекательный путь – путь научного познания.

Категория: Педагогические статьи | Добавил: ГорСЮН (26.01.2017)
Просмотров: 726 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0