menu
Главная » Статьи » Педагогические статьи

Система исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования естественнонаучной направленности

Куделина Валентина Николаевна,

педагог дополнительного образования

 

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных решать, формулировать новые, перспективные цели. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Еще недавно считалось, что исследовательские способности нужны только узкой группе специалистов, но современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность. Поэтому в образовании высок интерес к исследовательскому обучению, главная цель которого формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

На Городской станции юных натуралистов, с момента открытия, созданы все условия для исследовательской работы. В своей деятельности Учреждение руководствуется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Исследовательский компонент является обязательным во всех направлениях деятельности работы учреждения.

Актуальность: В нашем учреждении исследовательская деятельность учащихся направлена на социально значимые аспекты - улучшение городской и окружающей природной среды.

Для всех крупных сибирских городах, а тем более г. Кемерово, характерно низкое качество городской среды, обусловленное концентрацией промышленного производства, длительным отопительным сезоном, все увеличивающимся количеством автомобильного транспорта, не отвечающего экологическим требованиям. Между тем в новых политических условиях у каждого рядового гражданина появилась реальная возможность влияния  на экологическую политику местных, региональных и др. властей.

 На урбанизированных  территориях происходят коренные изменения состояния окружающей среды. Это определяет появление новых проблем таких как:

 -повышенная уязвимость физического, психического и эстетического развития детей от экологического состояния городской среды;

-возрастание роли синантропных организмов в экосистемах города, повышение значимости диких и домашних животных  в жизни горожан;

- повышенная уязвимость физического, психического и эстетического развития детей от экологического состояния городской  среды. ( Практикум по изучению экологии городов Кузбасса: учебно - методическое пособие/ Скалон Н.В., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В., Аверина Е.П.- Кемерово: КРЭОО « ИРБИС»,2006.с.3-4)

Цель: Представление опыта работы о системе исследовательской деятельности учащихся на Городской станции юных натуралистов.

Основные задачи:

-познакомить с тематикой исследовательских работ учащихся;

-развитие интереса  к наукам естественного профиля, к опытнической и исследовательской деятельности;

-воспитание ответственного ,бережного отношения к природе;

- привлечение учащихся к природоохранной деятельности;

- подготовка  школьников  к профессиональной деятельности.

В настоящее время  на Городской станции юных натуралистов г. Кемерово созданы все условия  для развития исследовательских навыков школьников, желающих заниматься этой деятельностью. Образовательные программы  построены таким образом, что позволяют постепенно включать детей в исследовательскую деятельность и дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь  в новое ,неизвестное. Основными принципами организации исследовательской деятельности является добровольность, личная заинтересованность, доступность и  выполнимость.

Исследовательскую работу невозможно представить только в условиях класса или кабинета. Поэтому походы (однодневные или многодневные) традиционно и являлись стимулом для посещения детьми кружков.

Примером исследовательской работы в природе являются фенологические наблюдения.

Фенологические наблюдения - одно из древнейших занятий человека. Чтобы успешно хозяйствовать, нужно было следить за сезонным развитием природы, особенно в земледельческой практике. Описание сезонных явлений можно найти в трудах античных авторов. В древних русских летописях есть описание сезонных явлений природы.

В настоящее время фенологическая служба действует во многих странах мира. В России фенологические наблюдения организует Русское Географическое общество в Санкт-Петербурге. Туда поступает вся фенологическая информация по России. Там она обрабатывается, приводится в систему для архивного хранения. Выпускаются календари природы по территориям.

Наблюдения за сроками наступления сезонных явлений природы доступны каждому, кто знаком с самыми обычными растениями и животными местной природы. Вести фенологические наблюдения можно везде. Каждый, кто интересуется законами её сезонного развития, кто её любит, может стать фенологом и участвовать в большом и важном деле изучения природы родного края.

Идея создания данного методического пособия возникла для практического использования результатов фенологических исследований, проведенных педагогами совместно с обучающимися с применением метода наблюдения.

Наблюдения в природе прививают навыки  к самостоятельному изучению явлений природы, приучают к анализу и обобщению наблюдаемых фактов и выявлению в природе закономерностей. Пребывание детей в природе прививает им интерес к живому миру, любознательность, углубления познаний учащихся о живом мире.

Цель: оказание методической помощи учителям общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования детей в проведении фенологических наблюдений в природе.

Задачи:

 - познакомить с метеорологическими и фенологическими наблюдениями в природе;

- научить вести дневники наблюдений и проводить анализ;

- составлять и использовать план фенологических наблюдений для предоставления в сводках метеорологических прогнозов.

Новизной предложенных методических рекомендаций является то, что они помогут педагогам проследить динамику сезонных изменений в природе совместно с обучающимися не только для изучения закономерностей в природе, но и для предоставлении информации в сводки метеорологических прогнозов.

Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций - это выяснение изменений, происходящих в различных уголках нашей области, города, собранных в сводки педагогами и обучающимися, так как  данные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станциям полнее изучать разнообразие и закономерности динамики природы.

Существует ряд форм ведения фенологической работы в школах - классные задания, кружки, экскурсии на природу, туристические походы.

В каникулярное время могут быть даны индивидуальные задания учащимся с последующим сравнением полученных сведений. Фенологические сведения имеют серьёзную ценность при условии проведения их из года в год на одних и тех же участках характерных для данной местности. В условиях городов ими могут быть парки, сады, учебно-опытные участки школ, определённая окраина города.

Проводить фенологические наблюдения нужно весной ежедневно, во второй половине дня, летом и осенью - через день. Отмечаются, как правило, две фазы развития явлений природы – начало и массовое наступление. Первая фаза имеет особую ценность. Началом цветения растений считается тот день, когда признаки этого явления обнаруживаются не менее чем у двух экземпляров данного вида.

Прилёт и отлёт птиц отмечается в тот день, когда будут замечены хотя бы небольшие стаи или отдельные особи. Начало осеннего пожелтения листьев - день, когда впервые не менее чем  10% взрослых деревьев данного вида на участке наблюдения отмечены разбросанные по кроне жёлтые листья или пряди. Полная осенняя раскраска листвы - день, когда у большинства взрослых деревьев данного вида листва полностью окрасилась в осенние цвета. Конец листопада – день, в который большинство взрослых деревьев полностью обнажились или сохранили лишь мёртвые засохшие листья.

Если нет возможности наблюдать каждый день, точность определения даты наступления явлений может быть повышена, если отмечается день последнего выхода на наблюдения, когда данное явление ещё не было обнаружено. Специально для этого в дневнике наблюдения должна быть предусмотрена графа «Последняя дата, когда явление ещё не наблюдалось».

В дневник наблюдений следует заносить не только наблюдения за явлениями, предусмотренные программой, но и наблюдения за другими явлениями в живой и неживой природе. Привлекающими внимание: сильные и поздневесенние снегопады, резкие похолодания весной, летние заморозки и повреждения растений морозом, необычайно обильные дожди, бури, град, наводнения и др. Записи в дневнике должны быть чёткими и достаточно полными, чтобы не только в текущем году, но и много лет их можно было прочесть и понять. Важно это потому, что фенологу, изучающему ритмику живой природы, приходится много раз обращаться к наблюдениям прошлых лет.

Очень важно с самого начала приучать юных фенологов к систематическому ведению дневниковых записей непосредственно в процессе ведения наблюдения. Для «фенологического дневника» удобно использовать карманные записные книжки. Записи необходимо проводить непосредственно в природе или, в крайнем случае, сразу же после возвращения с места наблюдения.

Для облегчения наблюдений за растениями необходимо на учебно – опытном участке произвести специальные посадки некоторых объектов наблюдения - деревьев, кустарников, травянистых многолетников, за которыми будут вестись наблюдения. Мать-мачеха, гусиный лук, сон- трава, купальница, ландыш, иван-чай хорошо приживаются и могут существовать многие годы.

В дневнике наблюдений на первой странице следует указать место наблюдения, фамилию, имя наблюдателя.

Поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность, разнообразие  методов и приемов работы, личностно - ориентированный подход способствует развитию исследовательских способностей школьников .

Каждое исследование должно быт доведено до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат, желание продолжить исследовательскую деятельность.

В современных условиях возрастает значимость экологических исследований. На занятиях в детских объединениях Городской станции юных натуралистов происходит непосредственное общение учащихся с природой. Школьники учатся определять виды растений, породы деревьев, птиц млекопитающих по внешнему виду, поведению, следам голосам, осваивают методы  учета животных в различных местообитаниях. Все исследования являются гуманными, этичными, способствуют развитию чувства любви к природе. На станции успешно работает научное общество учащихся «Юный исследователь природы», в состав которого в данный момент входят 117 ребят.

Ежегодно итогом детских работ учащиеся Городской станции юных натуралистов является представление на конференции исследовательских работ учащихся «Юный исследователь природы» и «Первые шаги в науку». На конференциях представляются работы по экологии животных и растений, юный натуралист, юный исследователь, краеведение, человек и его здоровье.

В летнее время в сосновом бору Рудничного района  работает экологическая школа «Юный исследователь природы», которая позволила подготовить учащихся к экологической экспедиции в район Елыкаевского лесничества Кемеровского  лесхоза. В экспедиции подростки имели возможность приобщиться к природе родного края через исследовательскую и практико-ориентированную природоохранную деятельность.

В 2014 г. во время экологической экспедиции были проведены исследования:

- Мелкие млекопитающие Елыкаевского  соснового бора;

-Лекарственные растения лесной и прибрежной зоны Елыкаевского лесничества;

-Беспозвоночные Елыкаевского соснового бора и др.

Проведены социально - значимые проекты:

- «Здоровый бор - здоровый город»

-«Люди и отходы. Кто победит?»

-«Вода – зеркало души»;

- «Дорога добра»;

- « Томь и Люди»;

Сложившаяся на Городской станции юных натуралистов система по организации исследовательской деятельности позволяет не только развивать исследовательские качества, но и позволяет содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

Литература

 

Заушинцена, А. В. Организация научных исследований на пришкольном учебно-опытном участке [Текст]: учебно-методическое пособие / А. В. Заушинцена, Е. Е. Лапсина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 252 с.: [6] с. цв. ил.

Белова, И. И. Организация проектной учебно-исследовательской деятельности школьников [Текст]: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов / авт.-сост.: И. И. Белова, С. М. Гетманцева, Ю. Н. Гребенникова, О. А. Гущина. - Великий Новгород, 2002. - С. 5-8.

Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению[Текст]:учебное пособие/А.И.Савенков [Текст] / А.И. Савенков. - М. : Ось-89, 2006. - 480с.

Леонтович А.В. Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся. // Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. М.,. 2005. с. 18-23.

Леонтович А.В. Экспертиза исследовательской деятельности учащихся. В сб. Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Серия: «Образовательные технологии». Выпуск 2. М.,. 2005. с. 8-17.

www.researcher.ru - портал исследовательской деятельности учащихся. Методология и методика. Исследовательские работы. www.vernadsky.info - сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Публикуются нормативные документы по конкурсу, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации посетителей. www.konkurs.redu.ru - обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов. www.subscribe.redu.ru - рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся. www.irsh.redu.ru – сайт научно-методического и информационно-публицистического журнала «Исследовательская работа школьников».

Категория: Педагогические статьи | Добавил: ГорСЮН (15.02.2017)
Просмотров: 878 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0