Отдел растениеводства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная цель отдела растениеводства в том, чтобы выявить и развить способности учащихся, сформировать экологически грамотную личность, способную к дальнейшему образованию и ориентированную на высокие нравственные ценности, любящую природу, социально адаптированную к новым экономическим условиям. Каждый ребёнок должен найти своё место - попробовать себя в разных сферах и в результате найти дело, соответствующее его способностям, а значит найти себя. Детскими объединениями в отделе растениеводства руководят профессионалы, чья задача – помочь ребёнку найти свой талант и обрести призвание. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательно-образовательный процесс в отделе включает в себя изучение основ цветоводства открытого и закрытого грунта, интерьерного озеленения, ландшафтного дизайна, а также творчество художников, на полотнах которых изображены растительные мотивы, пейзажи, и направлен на приобретение практических навыков выращивания растений и приемов оформления интерьеров и цветников. В отделе растениеводства реализуется шесть дополнительных общеразвиваюших программ естественнонаучной направленности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительные общеразвивающие программы педагогов отдела растениеводства соответствуют Порядку организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, Уставу учреждения естественнонаучной направленности согласно лицензии. Более 20 лет отдел сотрудничает со школами №№ 12, 68, 48, 92 и детским домом№ 2. Новые кружки и детские объединения были созданы на базе школ №№ 99, 80, 97, 98. Сотрудничая с цветочными фирмами «Грин-Холл» и «Успех», отдел постоянно пополняет ассортимент редких комнатных растений и цветочно-декоративных культур открытого грунта. На учебно-опытном участке городской станции юных натуралистов учащиеся под руководством опытных педагогов занимаются выращиванием однолетних и многолетних цветочно-декоративных культур используемых для озеленения территории станции и социально значимых объектов города Кемерово. В летний период ежегодно из числа учащихся детских объединений МБОУДО «ГорСЮН» формируется детская трудовая бригада «Зеленый десант», занимающаяся озеленением и благоустройством территорий ГорСЮН на ул. У. Громовой, 18, ул. Иркутской, 36, а также следующих социально-значимых учреждений города: Учебно-методический центр БДД и юношества МБОУДОД «Городской центр детского технического творчества»; ГАОУДОД «Областной Центр дополнительного образования детей»; МБУ «Централизованная бухгалтерия управления образования»; Территориальное управление Заводского района; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №68»; МБОУ ДПО «Научно методический Центр г. Кемерово»; Областной комитет природных ресурсов г. Кемерово.; МБОУДОД «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва №3». Ежегодно на городских объектах высаживается около 12 тысяч штук однолетних и многолетних цветочных культур. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 2010 году был разработан грантовый проект «Ландшафтный дизайн в руках юннатов». В 2011 году велись работы по проектированию ландшафтного дизайна на участке У. Громовой 18. В настоящее время станция юных натуралистов имеет учебно-опытный участок (площадь 0,31 га.) с элементами ландшафтного дизайна, которые разделены на отделы: аптекарский огород, альпийская горка, древесно-кустарниковая зона, рокарий, искусственный водоем, декоративный огород, газон, декоративно-цветочное оформление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учебно-опытный участок выступает базой изучения экологических взаимосвязей, где можно заготовить природный материал для ведения воспитательно-образовательного процесса. На участке организуются занятия с учащимися по отработке практических умений и навыков, проводятся опыты, исследования, просветительские экскурсии для взрослых и детей. Разработана дополнительная образовательная программа «Ландшафтный дизайн». Традиционной формой для отдела стала организация и проведение городского семинара на тему «Ландшафтное проектирование пришкольного учебно-опытного участка». Тематика выступлений постоянно обновляется и включает вопросы современных тенденций ландшафтного озеленения и проектирования участков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свою профессиональную квалификацию педагоги отдела постоянно повышают в Кемеровском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, занимаясь на курсах с периодичностью один раз в три года, а также посещая семинары МБОУ ДПО «НМЦ» и участвуя в методических объединениях отдела. Педагогами отдела были разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и учителей школ: «Оранжерея на кухне», «Современные приёмы цветочного дизайна городской среды к знаменательным датам», «Комнатные растения в интерьере», «Экологическое воспитание младших школьников на занятиях комнатного цветоводства»; «Познавательные игры для детей младшего школьного возраста на занятиях по растениеводству». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Детские объединения отдела растениеводства ГорСЮН уже в течение 25 лет предоставляют детям бесплатные дополнительные образовательные услуги: «Мир цветов», «Ромашка» - МБОУ «СОШ № 12»; «Природа и искусство» - МБОУ «СОШ № 99»; «Юный растениевод» - МБОУ «ООШ № 90»; «Зимний сад» - МБОУДО «ГорСЮН»; «Хризантема» - МБОУ «СОШ № 97». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительное экологическое образование по опытнической и исследовательской работе является специфической органической частью системы непрерывного биологического образования, которое представляет собой процесс и результат формирования личности ребёнка. Основными задачами этого направления являлось обеспечение необходимых условий для проведения занятий на современном научном уровне и проведения опытнической и исследовательской работы на учебно-опытном участке и теплицах ГорСЮН. Научно-исследовательская деятельность в детских объединениях отдела позволила поднять уровень преподавания биологических дисциплин, включая краеведческие и экологические аспекты, а также соединить теоретическую биологию с производством. Следствием данной деятельности стало приобщение учащихся к исследовательской работе, с результатами которой дети выступали на районных и городских научно-исследовательских конференциях. В отделе постоянно осуществляется работа с одарёнными детьми, цель которой — способствовать творческому самоопределению учащихся. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результативность образовательной деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитательные мероприятия в отделе растениеводства проходят в активной форме. Педагоги совместно с учащимися проводят и участвуют в следующих мероприятиях: - праздники: «День открытых дверей», «Краски осени», «Посвящение в юннаты», «День Святого Валентина», «Новогодний карнавал», «День рождения кружка», «Вперед девчонки и мальчишки»; - конкурсы: «Подарок бабушке», «Подарок дедушке», «Кораблик для папы», «Помоги птице зимой», «Цветы для мамы», «Сбережем елочку», «Конкурс валентинок»; выставка-конкурс «Зимняя сказка»; Всероссийский конкурс «Зеленая планета» - экскурсии: в зимний сад ГорСЮН, на учебно-опытный участок ГорСЮН. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Педагоги внутри отдела в своих детских объединениях проводят конкурсы юных растениеводов: «Цветок в подарок», где учащиеся своими руками выращивают растения для своих родителей. - конференции: XI Городское научное соревнование «Юниор-2014»; Городская открытая конференция учебно-исследовательских и творческих работ «Юный исследователь природы - 2014»» Областная научно-практическая конференция школьников «Экология Кузбасса»; Областная эколого-биологическая олимпиада учащихся УДОД. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особое внимание педагогами отдела уделялось работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. С целью привлечения этих детей к общественно-полезной деятельности в детских объединениях создавались оптимальные условия для развития их самостоятельности, интереса к окружающему миру, коммуникативных способностей учащихся. Педагоги обучали детей эффективно распоряжаться собственным временем. На занятиях обеспечивался индивидуальный подход к каждому ребёнку: обучающимся предлагались разнообразные виды деятельности, проводились индивидуальные беседы с детьми об организации их семейного быта. Педагогами отдела также оказывалась помощь малоимущим семьям, проводились беседы с родителями на тему воспитания детей в семье, осуществлялась психологическая реабилитация детей. Учащиеся из малообеспеченных семей привлекались к участию в массовых городских мероприятиях, коллективных творческих делах детских творческих объединений. В результате проведения воспитательной работы с этими детьми у них повысился интерес к изучению предмета, расширился кругозор, повысилась коммуникабельность, сложились доверительные отношения между педагогами и детьми. Дети из категории трудных сумели овладеть навыками сельскохозяйственного труда, научились работать в коллективе, заинтересовались исследовательской деятельностью. С целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса в отделе родители учащихся привлекались к совместной с детьми творческой социально-значимой деятельности: участвовали в совместных мероприятиях общего досуга, оказывали помощь в укреплении материально-технической базы ГорСЮН. Для родителей и учителей школ проводятся экскурсии, консультации, мастер- классы Обязательным условием дальнейшего развития отдела растениеводства является индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей при использовании принципов развивающего и педагогического сотрудничества. Содержание образования в детских объединениях отдела не должно ограничиваться суммой базовых знаний по курсу цветоводства открытого и закрытого грунта и приобретённых в процессе обучения трудовых навыков выращивания растений, оно должно стать механизмом формирования культурной и образованной личности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
В отделе растениеводства разработаны новые программы элективных курсов, обеспечивающих создание выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующих развитию учебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся: - дополнительная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн», которая раскроет секреты цветочно-декоративного оформления общественных мест и приусадебных участков, использования в озеленении природного материала (камней, песка, сухих деревьев) и дикорастущих растений, произрастающих в Кемеровской области. - программа «Интерьерное озеленение» включает приёмы цветочного оформления помещений, ассортимент комнатных растений и агротехнические приёмы выращивания этих растений. Методы и формы обучения старшеклассников по данным программам учитывают требования профилизации обучения, учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||