Главная » Статьи » Методические разработки |
Цель: углубление и расширение знаний о первоцветах, их значение в природе. Задачи: Образовательные: – расширить знания учащиеся о первоцветах; – познакомить с биологическими особенностями и многообразием первоцветов; – закрепить полученные знания в процессе изготовления искусственного цветка Галантуса из бумаги. Развивающие: – формировать интерес к изучению растений - первоцветов; – развивать умение работать с текстом, выделять главное, задавать вопросы; – развивать самостоятельность при выполнении практической работы. Воспитательные: – воспитывать ответственное отношение к природе на основе эмоционально-чувственного восприятия её красоты и неповторимости; – воспитывать умение работать в группе. Тип занятия: изучение нового материала. Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного обучения; работа с текстом; методы практической работы. Используемые приемы: вопросительные слова, вопрос на прогноз, прием кластер. Материалы и оборудование: ТСО (ноутбук), проектор, экран, Красная книга г. Кемерово и Кемеровского района, портреты Чайковского П.И., Андерсена Г.Х., иллюстрации первоцветов, образцы искусственных цветов - первоцветов, дидактический раздаточный материал, бумага гофрированная, клей ПВА, нитки х/б, цветные карандаши.
Ход занятия I. Организационный момент.(1 слайд) – Здравствуйте, скажите, кто сегодня смотрелся в зеркало? – А кто смотрелся в зеркало и улыбался? – Давайте сейчас улыбнемся друг другу!
Каждый день – всегда везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
Стадия вызова.(2 слайд) Наше занятие мы начнём со сказки Ганса Христиана Андерсена. Я вам прочитаю отрывок, в котором скрыта тема занятия. Вы внимательно слушайте и постарайтесь определить тему. (Фонограмма Чайковский-апрель).
Ганс Христиан Андерсен «Подснежник» «Зима; холодно; ветер так и режет, но в земле хорошо, уютно; там и лежит цветочек в своей луковице, прикрытой землёй и снегом. Но вот выпал дождь; капли проникли сквозь снежный покров в землю к цветочной луковице и сообщили ей о белом свете. Скоро пробрался туда и солнечный луч. — Войдите! — сказал цветок. — Не могу! — ответил луч. — Я ещё слаб, и мне не раскрыть луковицы! А вот к лету я соберусь с силами! — А когда будет лето? — спросил цветок и спрашивал то же самое у каждого солнечного луча. Но до лета было ещё долго. — Как это долго тянется! — говорил цветок. — А мне просто не сидится на месте! Хочется потянуться, вытянуться, раскрыться, выйти на волю, повидаться с летом! И цветок потянулся в своей тонкой скорлупке, размягчённой водою, согретой снегом и землёю, пронизанной солнечными лучами. Скоро из-под снега, пробился зелёный стебелёк со светлым бутоном, окружённым, словно ширмочкой, узенькими, толстенькими листками. — Добро пожаловать! Добро пожаловать! — запели солнечные лучики, и цветок выглянул из-под снега. Лучи ласкали и целовали малютку, так что белоснежная с зелёными жилками чашечка его раскрылась. Он стоял, такой нежный, хрупкий и в то же время полный сил, в пышном расцвете юной красоты, такой нарядный в своём белом платьице».
О чем рассказывает сказка? Чему будет посвящено наше занятие? Правильно, тема занятия это сердцевинка цветка (3 слайд).
2. Стадия содержания. Ребята, все цветы, которые появляются рано весной, называют подснежниками или первоцветами. Трогательно после зимней стужи, мёртвой, безжизненной поры выглядят небольшие белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Старая легенда гласит: «Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне». На занятии мы будем говорить о первоцветах. У нас есть сердцевинка, но чего-то не хватает. Чего? – Правильно лепестков. Вот их то мы и будем собирать, каждый лепесток будет о чем-то нам рассказывать. – Первый лепесток расскажет о первоцветах (приклеить лепесток). – С одним первоцветом мы уже познакомились, прослушав сказку Андерсена «Подснежник». В ней автор описывает появление первого весеннего цветка, который называется, галантус, что в переводе означает «молочный цветок» за белоснежный цвет лепестков. Он появляется раньше всех других первоцветов, ещё его называют «предвестником весны». Галантус - символ надежды на скорый приход тепла. Раньше считалось, что выращивать эти белые цветы в собственных садах хороший знак. Давайте приклеим его к нашему лепестку.
– Ребята,а вы знаете какие-нибудь первые весенние цветы? А хотите узнать? Давайте подумаем и составим интересующие нас вопросы по теме. (6 слайд) В этих конвертах, находятся в беспорядке слова. Составьте из них вопросы. Потом поместим их на доску и постараемся найти на них ответы. – Ребят, зачитывайте свои составленные вопросы (вывесить на доску). В природе встречаются первоцветы различных видов. – А какие первоцветы растут у нас в окрестностях города? Давайте познакомимся с некоторыми из них. Вот вам тексты в них рассказывается о каком-то первоцвете, ваша задача составить рассказ по плану, а потом представить его. (7 слайд, когда дети представляют цветы нажать на соответствующие картинки, возврат бабочка) План изучения цветка.
– Итак, ребята, молодцы! Справились с заданием. Переходим к следующему. Обратимся к вопросам. Лепесток – условия прорастания. – Вспомним сказку. Какие условия необходимы, для прорастания первоцветов? Следующий лепесток условия прорастания (солнце, влага, температура близкая к нулю, питательные вещества).
Физкультминутка Устали сидеть? Давайте разомнёмся. Представим, что мы с вами подснежники и сидим в своей луковице. Солнышко нас пригрело, растаявший снег напоил нас водой. Мы стали расти, тянутся к солнышку, от тепла наши бутончики раскрылись. Размялись? Продолжим работу.
Найдём ответ на следующий вопрос (13 слайд) Лепесток – Общие признаки Мы познакомились некоторыми первоцветами, давайте выделим для них характерные признаки. Для этого вам нужно из конвертов отобрать такие признаки, которые свойственные этим цветам.
Оставшийся вопрос Лепесток - охрана подснежников (14-15 слайд) Первоцветы на голой весенней земле кажутся сказочно прекрасными, так и тянется рука совать цветок. Люди не думая, собирают их охапками, топчут, раздавливают почки. А к чему это может это привести? Многие первоцветы охраняются законом и занесены в Красную книгу. – А что такое Красная книга? (показывается Красная книга г. Кемерово и Кемеровского района). 6 марта 2017 года состоялась презентация Красной книги г.Кемерово и Кемеровского района. Это событие приурочено к Году экологии в России и 100-летнему юбилею г.Кемерово. Если мы откроем определённые страницы, то увидим те растения, о которых мы говорили. Они находятся под охраной. 3. Стадия рефлексии. На все вопросы мы ответили? 1. С какими растениями мы сегодня познакомились? 2. С какими именно первоцветами? 3. Что необходимо чтоб они проросли? 4. Почему их занесли в Красную книгу? Наш цветок ещё не полностью распустился, потому что мы познакомились с несколькими первоцветами, а их гораздо больше, продолжим знакомство с ними на следующих занятиях.
Практическая работа (16 слайд) Первые весенние цветы нельзя срывать, поэтому у нас есть в корзинке бумажные цветы и сейчас вы сами изготовите себе на память подснежник-галантус.
Обобщение: (17 слайд) Сегодня вы познакомились с биологическими особенностями первоцветов их многообразием, на практике научились изготавливать подснежник Галантус из бумаги. Красота первоцветов никого не оставляет равнодушным. Про них сочинены сказки, загадки, легенды, стихотворения. На занятии были, использованы: сказка Г.Х.Андерсена «Подснежник», музыка П.И.Чайковского «Времена года» и авторская песня «Подснежники моей весны». Надо оберегать этих первенцев весны от полного исчезновения. Люди должны научиться ходить в лес для того, чтобы любоваться подснежниками, а не рвать их. Только в этом случае долго не исчезнет красота с нашей Земли. | |
Просмотров: 991 | |
Всего комментариев: 0 | |