menu
Главная » Статьи » Педагогические статьи

Использование социальных сетей в дополнительном образовании

Радостева Елена Сергеевна,

методист

В наш век новых сверхтехнологий интернет стал занимать огромную часть жизни и времени современных школьников и их родителей, поэтому очень важно, чтобы учреждения дополнительного образования естественнонаучной направленности были в нем представлены максимально полно.

В интернете существует масса проектов (далеко не образовательных), для которых целевая аудитория, или  таргет-группа – это школьники. Так, 30.05.2014г. «Лаборатория Касперского» опубликовала данные, собранные их коллегами в результате обобщения информации, поступающей с компьютеров пользователей, где работает модуль «Родительский контроль». Статистика позволяет оценить, на какие категории сайтов с нежелательным контентом дети попадают чаще всего. Из анализа были исключены социальные сети, онлайн-магазины, электронная почта и чаты. Рейтинг посещений сайтов представлен на диаграмме:

В современной педагогике существуют разные мнения о том, нужно ли педагогу использовать в своей деятельности социальные сети. Этот вопрос, в частности, рассматривался во время Всероссийской научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: от настоящего к будущему», состоявшейся в г.Кемерово 22.03.2016г. Противники социальных сетей говорят о незащищенности личной информации, недостаточной подкованности учащихся в вопросах этики сетевого общения, о проблемах здоровьесбережения, о потребности педагога в личном пространстве вне образовательного процесса. 

К сожалению, социальные сети давно уже стали неотъемлемой частью жизни большинства школьников, хотим мы этого или нет. По статистике, приведенной на сайте http://statistic.su/:

  • Каждый пятый ребенок тратит на соцсети сутки из семи дней недели.
  • Средний возраст, с которого человек начинает самостоятельно пользоваться социальными сетями, составляет 10 лет.
  • 80% процентов детей уже имеют собственные аккаунты в социальных сетях.

Соответственно возникает вопрос: если школьник огромную часть времени проводит в соцсетях, а нас, педагогов, там нет – кто на него влияет? Уже второй год у кемеровской Городской станции юных натуралистов существует группа в социальной сети ВКонтакте - http://vk.com/gorsunkemerovo. Миссия этой группы двоякая – с одной стороны, она состоит в том, чтобы представлять информацию о Городской станции юных натуралистов в сети Интернет, с другой стороны, это просвещение в экологических, природоохранных вопросах.

Цели группы:

  • обеспечение открытости и доступности информации о деятельности МБОУДО «ГорСЮН»;
  • представление МБОУДО «ГорСЮН» в Интернет-сообществе, популяризация и поддержка экологического образования через Интернет-ресурсы.

Задачи группы:

  • формирование прогрессивного имиджа МБОУДО «ГорСЮН»;
  •  систематическое информирование участников образовательного процесса о деятельности МБОУДО «ГорСЮН»,
  •  создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся и их родителей, для взаимодействия МБОУДО «ГорСЮН» с другими учреждениями;
  •  позитивная презентация образовательного учреждения - достижений учащихся и педагогического коллектива, особенностей МБОУДО «ГорСЮН», истории его развития, реализуемых образовательных программ, экологических проектов, выставок, конференций, конкурсов;
  •  просветительская деятельность.

Результатом работы в социальной сети стало участие в акциях, проводимых крупными природоохранными организациями – такими, например, как WWF (Всемирный фонд дикой природы) или СОПР (Союз охраны птиц России).

Одной из интересных форм работы в социальной сети ВКонтакте стал веб-квест (у нас он получил название интернет-марафон). Существует несколько видов веб-квестов. Основоположники технологии Берни Додж (Bernie Dodge) и Том Марч (Tom March) из Государственного университета Сан-Диего определяют веб-квест как исследовательскую справочно-ориентированную деятельность, в результате которой учащиеся осуществляют поиск информации, используя Интернет-ресурсы.

Интернет-марафон «У каждой пташки - свои замашки!», организованный кемеровской Городской станцией юных натуралистов, был приурочен ко Дню птиц и прошел в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности». Суть марафона в том, что в течение определенного времени каждый день, в 18.00, на стене группы публикуется вопрос - в нашем случае о птицах, в течение 10 дней. В комментариях к вопросу необходимо дать ответ. Для некоторых вопросов возможно наличие нескольких правильных ответов. Если правильный ответ уже был дан - максимально его дополнить, в том числе используя изображения, аудио- и видеоматериалы. Для того, чтобы стать победителем, нужно ответить правильно на максимальное количество вопросов и набрать максимальное количество баллов.

В нашем марафоне было 2 вида вопросов: текстовые  и фотовопросы.

Примеры текстовых вопросов:

  • Почему утята не тонут?
  • Какого цвета яйца у кукушки?
  • Какая птица, подобно скунсу, использует химическое оружие? (Вопрос о птице, объявленной Союзом охраны птиц России птицей 2016 года)
  • И стрижи, и ласточки питаются насекомыми. Почему весной и осенью они  прилетают и улетают не одновременно (нужно объяснить)?
  • Вопросы на определение птиц по некоторым признакам.
  • Какие птицы из всех, упоминавшихся во время марафона, занесены в Красную книгу нашего региона?

При ответе на фотовопрос нужно было не просто определить птицу по изображению, но и процитировать стихи, где она упоминалась бы, или картины с ее изображением. Для фотовопросов были использованы материалы, размещенные на сайте «Птицы Сибири» (http://sibirds.ru/).

Баллы присуждались за:

  • текстовые  вопросы (максимально 4 за вопрос)
    • правильный ответ + 1 балл,
    • первый правильный ответ + 1 балл,
    • дополнительные интересные факты в ответе + 1 балл,
    • фото-, аудио- и видеоиллюстрации + 1 балл.
  • фотовопросы (максимально 5 за вопрос)
    • правильный ответ + 1 балл,
    • первый правильный ответ + 1 балл,
    • стихи + 1 балл,
    • фото-, аудио- и видеоиллюстрации + 1 балл,
    • корректное цитирование (правильное указание авторства) + 1 балл.

В ходе организации работы школьников над веб-квестом реализовывались следующие задачи:

- образовательная — вовлечение учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной деятельности школьника, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

- развивающая — развитие интереса к орнитологии; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.

- воспитательная — воспитание толерантности, любви к животным (птицам), личной ответственности за выполнение выбранной работы, повышение личностной самооценки.

Веб-квест оказался востребован не только у школьников, но и у их педагогов,  что сделало его еще более интересным: марафонцы видели уровень ответов друг друга и старались не уступать.

Благодаря марафону многие участники группы – даже те, кто вообще в нем не участвовали – расширили свой кругозор, изучили некоторые темы из области зоологии, литературы, живописи, заинтересовались вопросами природоохранной деятельности.

Мы считаем, что, несмотря на приведенные выше доводы противников образовательной работы в соцсетях, этой работой нужно и должно заниматься, представляя собой противовес деструктивным группам и сайтам, пробуждая у современных школьников интерес к изучению флоры и фауны родного края и родной страны, прививая любовь к природе и природоохранной деятельности.

Список использованных источников:

Категория: Педагогические статьи | Добавил: ГорСЮН (26.01.2017)
Просмотров: 1553 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0